ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ
1. Прочитайте эпиграф к главе. Какие изменения в жизни Европы в XI в. фиксирует средневековый хронист? О чём они свидетельствуют?
2. Какие новые государства возникли в Европе в период зрелого Средневековья?
3. Какие органы сословного представительства возникли в Англии, Франции, государствах Пиренейского полуострова, Священной Римской империи и Польше? Одинаковы ли были их функции в разных странах?
4. Сравните «натиск на Восток», Крестовые походы и Реконкисту. Что в них было общего и чем они отличались друг от друга?
5. Почему в XI — начале XIV в. в одних странах Европы королевская власть усилилась, а в других этого не произошло?
6. Выделите особенности средневековой европейской культуры. Как на культуру Европы повлияли события и процессы, происходившие в XI — начале XIV в.?
7*. Норвежский учёный Стейн Роккан считал, что чем дальше от торговых путей и Рима находились европейские государства, тем скорее там возникала сильная королевская власть. Изучите историческую карту и определите, прав ли Роккан. Если прав, то чем можно объяснить выявленную им закономерность?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что в жизни стран Европы в XI — начале XIV в. позволяет говорить об этом времени как о расцвете Средневековья?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
С помощью ресурсов Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с электронной презентацией (не менее 7 слайдов) на одну из тем:
1. Алиенора Аквитанская: удивительные повороты судьбы.
2. Легендарные короли зрелого Средневековья.
3. Папы и светские правители Германии и Франции в XI—XIV вв.
4. Сид Кампеадор как историческая личность и герой легенд.
5. Как учились в Средние века.
6. Алхимики в поисках тайны философского камня.
7. Борьба славян с рыцарскими орденами.
8. Поэты-рыцари (трубадуры) Средневековья.
9. Орден тамплиеров: от создания до запрета.
Выступите с подготовленной презентацией перед классом.