1. Прочитайте эпиграф к главе. Как вы считаете, на землях Западной и Восточной Римской империи возникла единая христианская цивилизация или цивилизаций образовалось две: Восточнохристианская и Западнохристианская? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы и ответьте на вопросы. Какими способами художник показывает, что Оттон III является императором? Кто изображён по правую руку от императора, а кто — по левую? По каким признакам вы это определили?
3. Какие новые государства возникли в Европе в период Великого переселения народов и какие — после раздела империи Карла Великого?
4. Расскажите о наиболее выдающихся правителях раннего Средневековья.
5. Каковы общие черты военных реформ Карла Мартелла во Франкском государстве, Альфреда Великого в Англии и Генриха I в Германском королевстве? Какими общими причинами они были вызваны? Есть ли различия?
6. Назовите примеры союза королевской власти и Церкви в раннее Средневековье. Почему в нём были заинтересованы обе стороны?
7. Сравните отношения государства и Церкви в Западной Европе и в Византии. В чём различия и с чем они связаны?
8. Какое из событий IV—XI вв., на ваш взгляд, было наиболее важным для данного периода истории? Обоснуйте свой ответ.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В развитии народов, проживавших в раннее Средневековье на территории бывшей Римской империи, было больше общего или различного?
Выступите с подготовленной презентацией перед классом.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
С помощью ресурсов Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с электронной презентацией (не менее 7 слайдов) на одну из тем:
1. Император Юстиниан I: друзья и враги.
2. Один день древнерусского князя в Константинополе.
3. Викинги: средневековые воины, путешественники, купцы.
4. Кирилл и Мефодий и их роль в жизни славян.