Почему искусство XIX в. было таким многообразным и противоречивым?
Каковы особенности культуры XIX в.?
Узнайте, в связи с чем была сооружена арка, какие победы и каким образом получили в ней отражение.
Какие черты характерны для классицизма?
Что повлияло на появление романтизма?
Какие цели ставили перед собой писатели-реалисты?
Что критикует автор? Какая живопись казалась бы ему «правильной»?
В чём новизна подхода импрессионистов?
Выясните, почему Гоген изобразил художника за написанием именно этой картины.
Как менялся предмет изображения художников?
Намёк на какое музыкальное произведение содержит банкнота?
Что общего между неоромантизмом и футуризмом?
Какие направления существовали в музыке рубежа XIX—ХХ вв.?
В чём творцы модерна видели свою задачу?
Используя дополнительные источники информации, узнайте, кто изображён на марке.
Вопросы и задания
1. Есть ли связь между новыми явлениями в культуре и изменениями в экономике и политической жизни?
2. В чём различия между классицизмом, романтизмом и реализмом? Есть ли общие черты и в чём они заключаются?
3. Случайно увидев двух камнеломов, Курбе объяснял своё решение написать с них картину так: «Редко можно встретить столь полное выражение страдания, поэтому мне сразу на ум пришла картина». Стали бы по этой причине писать картину художники других направлений, о которых сказано в параграфе? Пофантазируйте, что могло бы послужить причинами для них.
4. В чём различия между импрессионизмом и постимпрессионизмом? Между кубизмом и абстракционизмом? Какое из направлений живописи вам нравится больше и почему?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) зарождение импрессионизма; 2) возникновение кубизма; 3) зарождение стиля модерн; 4) появление футуризма.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
Давайте же. поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!.. Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.
Взгляды какого литературного направления выражают эти строки? Что позволяет это понять?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «романтизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему искусство XIX в. было таким многообразным и противоречивым?