§ 16–17. Китай и Япония в Средние века
❓Почему Япония в определённый период времени стремилась быть похожей именно на Китай?
1. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали китайские земледельцы? Чем были знамениты китайские ремесленники?
2. Каким образом формировался государственный аппарат в Китае?
1. Перечислите известные вам императорские династии Китая.
2. Чем было вызвано восстание «красных повязок»? Каковы были его результаты?
3. Покажите на карте 13 (см. Приложение), как менялись границы Китая в разные исторические периоды. Чем объясняется конфигурация территории империи Тан на северо-западе? С помощью дополнительных источников информации выясните, где заканчивались торговые пути, которые вели из Китая на запад.
1. Каковы особенности расположения Японии? Наличия каких качеств требовала природа от жителей страны?
2. С какими врагами пришлось столкнуться японцам в ХІІ в.? Каковы были результаты этого столкновения?
Как вы думаете, почему на пейзаже изображение соседствует с иероглифами?
Сравните китайский и японский храмы. Что общего в их архитектуре и чем они отличаются друг от друга?
1. Какие достижения китайской культуры внесли вклад в развитие мировой цивилизации?
2. В каких областях культуры Китай и Япония достигли наибольших успехов
3. Как синтоизм повлиял на уруткуль и образ жизни японцев?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какова была основная деятельность большинства китайцев?
2. Предположите, каким образом природные условия и географическое положение Китая и Японии обусловили хозяйственную жизнь населения этих стран.
3. Что делало сильной власть императоров в Китае? Почему японскому императору не удалось стать таким же влиятельным, как правитель Китая?
4. Как образование влияло на государственную карьеру в Китае? Различались ли способы занятия должностей в Китае и в других странах?
5. С помощью схемы расскажите об устройстве государственного управления в Китае. Есть ли общее в организации управления Китайской империей и Византийской?
6. Какие религиозные верования и учения были распространены в Китае и Японии? Как они сочетались друг с другом в этих странах?
7. Какие достижения культуры Япония заимствовала в других странах? Остались ли они неизменными?
9. Китай иногда называют конфуцианской цивилизацией. Как вы думаете, почему? Можно ли конфуцианской цивилизацией считать Японию?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите китайские императорские династии по порядку их правления: династия Мин;
монгольская династия Юань; династия Тан; династия Сун.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги «Напутствие вступающему на Путь Воина» (бусидо) и ответьте на вопросы.
Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью… что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть миряны зла и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и наслаждаться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье.
Что считалось главным долгом самурая?
Какие обязанности самурая описаны в документе?
Найдите в тексте слова, доказывающие, что, будучи воинами, самураи ценили красоту жизни во всех её проявлениях.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение понятий: сёгун, самурай, император. Управление какой страной позволяют описать эти термины?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Япония в определённый период времени стремилась быть похожей именно на Китай?