§ 11 Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации
Почему сохранялись империи?
Какими были варианты воздействия национальной идеи на государства?
В чём заключались угрозы внутреннему единству Австрии?
Какими были проблемы экономического развития Австрии?
Используя дополнительные источники информации, выясните, что означает в карикатурах длинный нос.
Какова суть «системы Меттерниха» и чем она отличалась от идей Александра І?
В каких вопросах австрийская революция достигла успехов, а в каких нет?
Почему не удавалось осуществить проекты внутренних преобразований?
Почему балканским народам не удавалось добиться независимости?
Вопросы и задания
1. В чём заключались основные особенности национального вопроса в монархии Габсбургов?
2. Какова специфика социально-экономического и политического развития Австрии в первой половине XIX в ?
3. Какими были главные задачи революции 1848 г. в Австрии?
4. Назовите причины заключения дуалистического соглашения 1867 г. Охарактеризуйте каждую причину.
5. В чём проявлялся кризис Османской империи и с чем он был связан?
6. Какое значение в развитии многонациональных государств имеет национальный вопрос? В качестве примера разберите итальянский вопрос со стороны Пьемонта и со стороны Австрии.
7. Пользуясь атласом и Интернетом, нанесите на современную карту Европы границы Австрийской империи 1848 г. Какие изменения, когда и в связи с чем произошли с ней впоследствии?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) открытие первой железной дороги в Австрии; 2) возникновение княжества Сербия; 3) провозглашение Австрийской империи; 4) битва при Кустоцце.
Работаем С ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Крестильной речи революции» Л. Кошута от 3 марта 1848 г. и ответьте на вопросы.
Я высказал моё убеждение, что примирение интересов нашего и других народов монархии… может быть достигнуто только с помощью конституции… В преданной верности династии я предрёк, что тот, кто реформирует монархию в конституционном направлении и укрепит трон… на незыблемой основе свободы его народов, станет вторым основателем Дома Габсбургов… Династия должна выбирать между собственным благом и сохранением устаревшей системы… Не Священный союз спас когда-то троны, а воодушевление народа, причиной которого было обещание свободы, но это обещание не исполнено. Династия, которая опирается на свободу народа, всегда будет вызывать воодушевление, потому что верным сердцу может быть лишь свободный человек… бюрократическое господство не может вызвать воодушевления… И я предлагаю для всей монархии устраивающую все национальности конституцию, а для Венгрии — ответственное правительство.
1. Речь Кошута была переведена на немецкий язык и сыграла огромную роль в возникновении революционных настроений не только в Венгрии, но и во всей империи. Как вы думаете, почему?
2. В 1849 г. Кошут провозгласил полную независимость Венгрии. Выдвигается ли здесь такое требование? Какую степень самостоятельности Венгрии он требует?
3. Каким он видит желательное политическое устройство Австрии и как это мотивирует?
4. В чём, на взгляд Кошута, должно заключаться решение национального вопроса?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «система Меттерниха». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его Двумя-тремя аргументами. Почему сохранялись империи?