1. Обратитесь к цитатам в начале главы II. Покажите на конкретных примерах из материала главы, когда удавалось организовать «всеобъемлющее сопротивление» «революционному духу», а когда прав оказывался Мадзини.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) принятие в США доктрины Монро; 2) Битва народов под Лейпцигом; 3) провозглашение Австрийской империи; 4) Июльская революция во Франции.
3. Что из перечисленного относится к предпосылкам европейских революций 1848— 1849 гг.: 1) недовольство неудачами во внешней политике; 2) предшествовавшие революции неурожаи; 3) рост налогов; 4) нерешённость социального вопроса; 5) узость избирательного права?
4. С какими обстоятельствами были связаны разные темпы развития промышленной революции в различных странах Европы и в США?
5. Польское восстание 1830 г. было особенно горячо поддержано во Франции, поскольку поляки распускали слухи, что оно сорвало якобы существовавшие планы Николая I подавить Июльскую революцию. Прочитайте стихотворение А. Пушкина «Клеветникам России», обращённое к французским депутатам. В чём упрекает их поэт?
6. Прочитайте текст, который содержит 7 фактических ошибок.
Началу революций 1848 .г в Европе способствовали неурожаи и низкие темпы промышленного переворота. Во всех странах Европы главной ударной силой революций был рабочий класс, а их целью являлись демократизация политической системы и решение общего для всех социального вопроса. Однако ни водной стране в холе революции рабочим не было сделано никаких уступок. Крестьяне также повсеместно ничего от революции не выиграли. Успех сопутствовал лишь либеральной буржуазии, главными требованиями которой являлись введение конституционных свободы и установление республики: во всех государствах по итогам революции были введены конституции. Но национальные цели, к которым также стремилась буржуазия, не были достигнуты.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите в тетради в виде таблицы (обязательно заполните обе колонки).
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему политическое развитие Великобритании шло путём реформ, а не революций?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. Прочитайте роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». На его основе подготовьте сообщения на темы «Один день в работном доме», «Бедняк на улицах Лондона».
2. На основе романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» составьте рассказ «Один день чернокожего раба на плантации».
3. Сравните причины, цели и результаты революций 1848 г. во Франции, Австрии, германских и итальянских землях. В чём вы видите сходство и различия? Результаты отразите в сводной таблице.