4. Сравни.
376 + 177 + 223 + 124 > 800
376 + 177 + 223 + 124 = (376 + 124) + (177 + 223) = 500 + 400 = 900
900 > 800
128 + 435 + 165 + 272 = 1000
128 + 435 + 165 + 272 = (128 + 272) + (435 + 165) = 400 + 600 = 1000
1000 = 1000
35 * 10 < 34 * 20
350 < 680
9 * 100 = 90 * 10
900 = 900
5. Найди длину ломаной линии, состоящей из трех звеньев, если длина первого звена 2 дм 7 см, а длина каждого следующего звена на 1 дм 2 см больше предыдущего.
1) 2 дм 7 см + 1 дм 2 см = 3 дм 9 см – длина второго звена
2) 3 дм 9 см + 1 дм 2 см = 4 дм 11 см = 5 дм 1 см – длина третьего звена
3) 2 дм 7 см + 3 дм 9 см + 5 дм 1 см = 2 дм 7 см + 8 дм 10 см = 2 дм 7 см + 9 дм = 11 дм 7 см – длина ломаной линии
Ответ: 11 дм 7 см длина ломаной линии.
6. Вычисли значения выражений.
(50 * 7 − 80) : 9 * 2 + 240 = (350 − 80) : 9 * 2 + 240 = 270 : 9 * 2 + 240 = 30 * 2 + 240 = 60 + 240 = 300
700 − (400 + 150 * 3) : 2 = 700 − (400 + 450) : 2 = 700 − 850 : 2 = 700 − 425 = 275
800 : 2 + 60 : 15 * 100 = 400 + 4 * 100 = 400 + 400 = 800
420 − 70 * 4 + 381 : 3 = 420 − 280 + 127 = 140 + 127 = 267
7. За 2 ч воробей может пролететь 78 км, а стрекоза − 60 км. Объясни, что означают выражения.
78 : 2 − скорость воробья;
60 : 2 − скорость стрекозы;
78 : 2 − 60 : 2 − на сколько скорость воробья больше скорости стрекозы;
78 − 60 − на сколько воробей пролетит за 2 часа больше, чем стрекоза;
(78 − 60) : 2 − на сколько скорость воробья больше скорости стрекозы.
8. Уроки в школе начинаются в 8 ч 30 мин. Каждый урок продолжается 45 мин. Перемены между вторым и третьим уроками, а также между третьим и четвертым уроками длятся 20 мин. Продолжительность остальных перемен 10 мин. Определи время окончания пятого и шестого уроков.
1) Найдем окончание первого урока:
8 ч 30 мин + 45 мин = 8 ч 75 мин = 9 ч 15 мин
2) Найдем, во сколько начинается второй урок:
9 ч 15 мин + 10 мин = 9 ч 25 мин
3) Найдем, окончание второго урока:
9 ч 25 мин + 45 мин = 9 ч 70 мин = 10 ч 10 мин
4) Найдем, во сколько начинается третий урок:
10 ч 10 мин + 20 мин = 10 ч 30 мин
5) Найдем, во сколько заканчивается третий урок:
10 ч 30 мин + 45 мин = 10 ч 75 мин = 11 ч 15 мин
6) Найдем, во сколько начинается четвертый урок:
11 ч 15 мин + 20 мин = 11 ч 35 мин
7) Найдем, во сколько заканчивается четертый урок:
11 ч 35 мин + 45 мин = 11 ч 80 мин = 12 ч 20 мин
8) Найдем, во сколько начинается пятый урок:
12 ч 20 мин + 10 мин = 12 ч 30 мин;
9) Найдем, во сколько заканчивается пятый урок:
12 ч 30 мин + 45 мин = 12 ч 75 мин = 13 ч 15 мин
10) Найдем, во сколько начинается шестой урок:
13 ч 15 мин + 10 мин = 13 ч 25 мин
11) Найдем, во сколько заканчивается шестой урок:
13 ч 25 мин + 45 мин = 13 ч 70 мин = 14 ч 10 мин
Ответ: 13 ч 15 мин заканчивается пятый урок, а в 14 ч 10 мин − шестой урок.
9. Заполни пропуски в таблице, выполнив вычисления. Объясни, почему периметр прямоугольника уменьшается на 10 м.
1 столбик:
(56 + 12) * 2 = 68 * 2 = 136 (м)
2 столбик:
126 : 2 − 11 = 63 − 11 = 52 (м)
3 столбик:
116 : 2 − 48 = 58 − 48 = 10 (м)
4 столбик:
(44 + 9) * 2 = 53 * 2 = 106 (м)
5 столбик:
(40 + 8) * 2 = 48 * 2 = 96 (м)
6 столбик:
(36 + 7 * 2 = 43 * 2 = 86 (м)
Длина пр. 56м 52м 48м 44м 40м 36м
Ширина пр. 12м 11м 10м 9м 8м 7м
Периметр пр. 136м 126м 116м 106м 96м 86м
10. В двух канистрах 28 л бензина. Если из первой канистры взять 3 л бензина, а во вторую добавить 2 л, то во второй канистре бензина будет на 7 л больше, чем останется в первой. Сколько литров бензина было первоначально в каждой канистре?
1) 7 – 3 – 2=2 (л) – на столько во второй канистре бензина больше, чем в первой
2) (28 – 2) : 2 = 13 (л) – бензина в первой канистре
3) 28 – 13 = 15 (л) – бензина во второй канистре
Проверка:
(15 + 2) − (13 − 3) = 17 − 10 = 7 (л) − разность после переливания.
Ответ: 13 литров было в первой канистре; 15 литров было во второй канистре.