❓Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?
1. Чем была вызвана борьба за власть в Арабском халифате?
2. Кто такие шииты и сунниты? Есть ли они сегодня?
С помощью схемы расскажите, как был устроен государственный аппарат в халифате Аббасидов. Какие полномочия были у великого визиря? Мог ли он вмешаться в решения, принятые кади? Имел ли власть над кадиями халиф?
1. Какие города были столицами мусульманской цивилизации при Мухаммеде, Омейядах и Аббасидах?
2. Как со временем изменилась власть эмиров?
Вспомните, как выглядели римские цифры. Какими цифрами, по вашему мнению, пользоваться удобнее?
1. Что позволило учёным из разных стран общаться друг с другом? Назовите не менее двух причин.
2. Каким образом труды исламских учёных становились известны европейцам?
Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о каких событиях рассказывается на данной странице поэмы.
Как вы считаете, художник изобразил Омара Хайяма учёным или поэтом? Аргументируйте свою точку зрения.
1. Различались ли в мусульманском мире языки науки и литературы?
2. Назовите наиболее известные литературные произведения мусульманского мира и их авторов.
Рассмотрите изображение и назовите не менее трёх элементов, характерных для мечети.
Какие элементы указывают на принадлежность данного здания к мавританским постройкам? Где на изображении расположен михраб?
1. Что такое мечеть? Как она была устроена?
2. Какие здания, помимо мечетей, возводили в мусульманских городах?
Какие элементы украшения шкатулки позволяют отнести её к произведениям мусульманского искусства? Как вы думаете, каких качеств требовало от мастера изготовление такой шкатулки?
1. Почему в странах мусульманской цивилизации не получила широкого развития портретная живопись?
2. Объясните значения слов «арабеска» и «каллиграфия».
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как изменилась власть главы исламского государства по сравнению с периодом правления праведных халифов? Почему халифу потребовалось создавать сложный государственный аппарат?
2. Что способствовало созданию Арабского халифата? Назовите не менее двух причин.
3. Рассмотрите карту 8 (см. Приложение). Выделите этапы расширения территории халифата. Какие территории были присоединены на каждом из этапов? Назовите даты и места крупнейших побед и поражений арабов.
4. В каких частях света были расположены земли, оказавшиеся под властью халифа? Как завоевания арабов способствовали превращению ислама в мировую религию?
5. Что привело к расколу в исламе? Почему этот раскол существует и по сей день?
6. В чём заключались причины распада Арабского халифата? Назовите не менее трёх причин.
7. Что объединяло учёных и способствовало развитию мусульманской науки, несмотря на распад халифата?
8. Приведите примеры того, как в литературе и искусстве мусульманских стран происходило переплетение различных стилей, жанров и традиций.
9. Прочитайте п. 3 и 4 параграфа и заполните таблицу «Деятели мусульманской науки и культуры».
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите события в хронологическом порядке: начало правления династии Омейядов; падение династии Аббасидов; смерть халифа Али; Таласская битва.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из статьи литературоведа И. Фильштинского и ответьте на вопросы.
Исторический Харун ар-Рашид правил в Багдаде с 786 по 809 г. и, насколько можно судить о нём по историческим источникам, вовсе не был похож на легендарного халифа, изображённого в сказках Шахразады. Он не только не бродил по ночному Багдаду, как это изображено в «Тысяче и одной ночи», но, напротив, значительную часть жизни провёл в загородной резиденции, избегая встречи с народом, которого боялся. Реальный Харун ар-Рашид не вошёл в историю как выдающийся правитель. Но его правление пришлось на годы экономического процветания и блестящей культуры и было для Багдада последним мирным царствованием, поскольку при его преемниках уже начались гражданские войны и былое политическое единство халифата стало разрушаться.
1. Определите, к какой династии принадлежал халиф Харун ар-Рашид.
2. Как описывалось поведение халифа в сказках «Тысяча и одна ночь» и каким оно было в реальной действительности?
3. Почему именно халиф Харун ар-Рашид стал героем арабских сказок?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Разделите понятия на группы и объясните, по какому принципу вы это сделали: мечеть, эмир, халиф, минарет, Коран, кади.
❓Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?