Параграф 6 учебник по истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

Учебник Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История средних веков

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?

1. Чем была вызвана борьба за власть в Арабском халифате?

2. Кто такие шииты и сунниты? Есть ли они сегодня?

С помощью схемы расскажите, как был устроен государственный аппарат в халифате Аббасидов. Какие полномочия были у великого визиря? Мог ли он вмешаться в решения, принятые кади? Имел ли власть над кадиями халиф?

1. Какие города были столицами мусульманской цивилизации при Мухаммеде, Омейядах и Аббасидах?

2. Как со временем изменилась власть эмиров?

Вспомните, как выглядели римские цифры. Какими цифрами, по вашему мнению, пользоваться удобнее?

1. Что позволило учёным из разных стран общаться друг с другом? Назовите не менее двух причин.

2. Каким образом труды исламских учёных становились известны европейцам?

Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о каких событиях рассказывается на данной странице поэмы.

Как вы считаете, художник изобразил Омара Хайяма учёным или поэтом? Аргументируйте свою точку зрения.

1. Различались ли в мусульманском мире языки науки и литературы?

2. Назовите наиболее известные литературные произведения мусульманского мира и их авторов.

Рассмотрите изображение и назовите не менее трёх элементов, характерных для мечети.

Какие элементы указывают на принадлежность данного здания к мавританским постройкам? Где на изображении расположен михраб?

1. Что такое мечеть? Как она была устроена?

2. Какие здания, помимо мечетей, возводили в мусульманских городах?

Какие элементы украшения шкатулки позволяют отнести её к произведениям мусульманского искусства? Как вы думаете, каких качеств требовало от мастера изготовление такой шкатулки?

1. Почему в странах мусульманской цивилизации не получила широкого развития портретная живопись?

2. Объясните значения слов «арабеска» и «каллиграфия».

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как изменилась власть главы исламского государства по сравнению с периодом правления праведных халифов? Почему халифу потребовалось создавать сложный государственный аппарат?

2. Что способствовало созданию Арабского халифата? Назовите не менее двух причин.

3. Рассмотрите карту 8 (см. Приложение). Выделите этапы расширения территории халифата. Какие территории были присоединены на каждом из этапов? Назовите даты и места крупнейших побед и поражений арабов.

4. В каких частях света были расположены земли, оказавшиеся под властью халифа? Как завоевания арабов способствовали превращению ислама в мировую религию?

5. Что привело к расколу в исламе? Почему этот раскол существует и по сей день?

6. В чём заключались причины распада Арабского халифата? Назовите не менее трёх причин.

7. Что объединяло учёных и способствовало развитию мусульманской науки, несмотря на распад халифата?

8. Приведите примеры того, как в литературе и искусстве мусульманских стран происходило переплетение различных стилей, жанров и традиций.

9. Прочитайте п. 3 и 4 параграфа и заполните таблицу «Деятели мусульманской науки и культуры».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите события в хронологическом порядке: начало правления династии Омейядов; падение династии Аббасидов; смерть халифа Али; Таласская битва.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из статьи литературоведа И. Фильштинского и ответьте на вопросы.

Исторический Харун ар-Рашид правил в Багдаде с 786 по 809 г. и, насколько можно судить о нём по историческим источникам, вовсе не был похож на легендарного халифа, изображённого в сказках Шахразады. Он не только не бродил по ночному Багдаду, как это изображено в «Тысяче и одной ночи», но, напротив, значительную часть жизни провёл в загородной резиденции, избегая встречи с народом, которого боялся. Реальный Харун ар-Рашид не вошёл в историю как выдающийся правитель. Но его правление пришлось на годы экономического процветания и блестящей культуры и было для Багдада последним мирным царствованием, поскольку при его преемниках уже начались гражданские войны и былое политическое единство халифата стало разрушаться.

1. Определите, к какой династии принадлежал халиф Харун ар-Рашид.

2. Как описывалось поведение халифа в сказках «Тысяча и одна ночь» и каким оно было в реальной действительности?

3. Почему именно халиф Харун ар-Рашид стал героем арабских сказок?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Разделите понятия на группы и объясните, по какому принципу вы это сделали: мечеть, эмир, халиф, минарет, Коран, кади.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?