❓ Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?
Каковы причины Реформации?
В чём вы видите главное различие между взглядами Лютера и католицизмом? Обоснуйте свою точку зрения.
Почему на обеих карикатурах фигурирует дьявол? Что их авторы хотели этим сказать?
Почему в Реформации появились разные направления?
Каким образом иден Кальвина оправдывали деловую активность инакопление богатств?
Почему служитель церкви изображён на портрете в доспехах и с копьём? Символизирует ли это военное прошлое Лойолы или что-то иное?
Благодаря чему орден иезуитов стал эффективным орудием борьбы с Реформацией?
Почему иезуиты и другие миссионеры так активно действовали за пределами Европы?
Вопросы и задания
1. Почему Реформация началась именно в Германии?
2. Докажите, что все основные положения Лютера вытекают из его тезиса об оправдании верой.
3. Почему проповедь Лютера, который хотел обновить католицизм, но сохранить его единство, привела к религиозному расколу в Западной Европе?
4. Почему считается, что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?
5. Выделите основные направления борьбы католицизма с Реформацией.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) Аугсбургский религиозный мир; б) утверждение папой римским ордена иезуитов; в) выступление Лютера против индульгенций; г) казнь М. Сервета.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте высказывания Мартина Лютера и Томаса Мюнцера, ответьте на вопросы и выполните задания.
а) Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни…
б) Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции.
в) Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев нс презирать слова Божия, иначе им грозит погибель… Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть.
г) Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что нс может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьёшь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну.
1. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат Лютеру, а какие — Мюнцеру. Объясните свой выбор.
2. На основании текста параграфа и этих высказываний сформулируйте различия во взглядах двух реформаторов.
3. Как вы думаете, чем объясняется позиция того и другого автора по отношению к восставшим крестьянам? С кем из них вы скорее согласны и почему?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
1. Раскройте смысл понятий «Реформация» и «Контрреформация». Можно ли сказать, что Контрреформация сводится к борьбе с Реформацией? Свой ответ обоснуйте.
2. Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: лютеране, гугеноты, иезуиты, пуритане.
Вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?