Параграф 55 учебник по истории древнего мира Мединский, Чубарьян 5 класс

Учебник Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История древнего мира

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 55 Поздняя империя

Каковы причины падения Римской империи?

Сравните положение раба и колона. Назовите черты сходства и различия.

Как вы думаете, что указывало на то, что Диоклетиан фактически стал первым римским монархом?

  1. Как складывались отношения императора Константина с христианской церковью?2. Найдите, назовите и покажите, какие территории остались в Западной империи, а какие вошли в Восточную.

    Почему Великое переселение народов привело к падению Западной Римской империи?

    Вопросы и задания

    1. Какие причины привели к тому, что появилась новая категория зависимого населения — колоны?

    2. Что различало две формы организации власти в Риме — доминат и принципат?

    3. Как вы думаете, почему варвары начали создавать свои государства на территории Римской империи?

    4*. Рассмотрите карту и подумайте, почему Константин выбрал местом для нового города берег Босфора. Как вы думаете, почему Константин перенёс столицу империи в только что основанный город?

    Работаем с ИСТОЧНИКОМ

    Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Римский историк Флавий Вегеций так писал о проблемах римского войска в конце IV (4) века:

    «От основания города до времени божественного Грациана пешее войско было вооружено и панцирями, и шлемами. Но когда с появлением небрежности и стремления к безделью начало прекращаться упражнение в поле, стали считать, что оружие очень тяжело, так как воины стали редко его надевать. Поэтому воины стали требовать от императора сначала относительно панцирей, а затем и шлемов… отказаться. Но в столкновении с готами, когда наши воины шли с незащищённой грудью и (с открытыми) головами, они не раз погибали, истребляемые множеством вражеских стрелков; и даже после стольких поражений, которые привели к разрушению столь больших городов, никто не позаботился вернуть пехотинам их панцири или их шлемы.

    Таким образом, и бывает, что в битве, а о битве помышляют те, кто, стоя в боевых рядах чуть не голыми, подставляют себя под удар и получают раны. В самом деле, что будет делать пехотный стрелок без панциря, без шлема, если он, имея знамёнцы, которые в левой руке держат древко, когда у них и голова и грудь не защищены? Но тяжёлыми кажутся панцирь и шлем, вероятно, тому пехотинцу, который редко упражнялся, редко имел дело с оружием. Конечно, при ежедневном пользовании ими он не чувствовал бы тягости, даже если бы носил и достаточно тяжёлое оружие.

    Те, кто не может выдержать труда ношения старинного оборонительного оружия, оставив незащищённым своё тело, тем самым неизбежно подвергаются ранению и смерти и, что гораздо тяжелее, рискуют быть взятыми в плен или, обратившись в бегство, предать государство. Так, отказываясь от упражнений и труда, они с величайшим для себя позором избиваются, как стадо баранов.»

    1. О каких проблемах в армии повествует Вегеций?2. Можно ли сделать выводы, что описанные Вегетием проблемы отразились на многочисленных поражениях римлян от варваров? Свой ответ аргументируйте.

      Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами.