Почему идеологии так отличались друг от друга и каким целям они служили?
Почему появились идеологии?
За что выступали либералы?
В чём заключалась привлекательность консерватизма для разных слоёв общества?
Что было общим в разных социалистических течениях?
В чём заключались основные идеи марксизма?
Какие функции выполняла национальная идеология?
Вопросы и задания
1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли
2. Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?
3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?
4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”?
5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?
6. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Принятию какого документа она посвящена? Вспомните, когда он появился и каково значение этого документа. О чём говорит обращение художника к этой теме в иной исторической обстановке? Предположите, что, по его замыслу, должны обозначать фигуры, помещённые рядом с документом.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из документов и ответьте на вопросы.
Нужно ограничить власть правителя над обществом, и это ограничение и есть то, что мыслится под свободой. Её можно достичь двумя путями. Во-первых, признанием некоторых прав. Во-вторых, установлением конституционных ограничений… Но есть область, в которой общество заинтересовано лишь косвенно,- тачасть жизни, которая касается лишь тебя самого… Во-первых, это… свобода мыслей и чувств; абсолютная свобода мнения по всем предметам… Во-вторых, свобода вку- сов и занятий, возможность строить жизнь в соответствии со своим характером; де- лать то, что нравится. В-третьих, из такой свободы каждого следует… свобода групп, свобода объединения для любых целей, лишь бы не вредили остальным… Какова бы ни была форма правления, общество, где эти свободы не уважают, не является сво- бодным. (Из сочинения Дж. С. Милля « 0 свободе»)
Одной из величайших ошибок этого столетия является вера, что политическое устройство народов есть дело сугубо человеческое; что можно сделать конституцию, как часовщик деласт часы. Нет ничего более ложного; но ещё сверх того — вера в то, что сие великое деяние может быть осуществлено каким-то собранием людей. Тво- рец всех вещей… даёт правление какому-либо народу… (Из сочинения Ж. де Местра «Этюд о суверенитете»)
1. Сравните отношение авторов документов к проблеме конституционного устройства.
2. Как они оценивают роль человеческой личности в политике и истории?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «консерватизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему идеологии так отличались друг от друга и каким целям они служили?