§ 22 Китай и Япония: в поисках стабильности
Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?
Выявите основные особенности развития Китая в эпоху династии Мин.
Что изменилось в жизни Китая после его завоевания маньчжурами, а что осталось прежним?
С помощью ресурсов Интернета выясните, что объединяет этих людей.
Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы о Европе?
В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?
1. Как вы думаете, в результате каких событий у крестьян скопилось слишком много оружия? Как оно к ним попадало?
2. Почему власти заинтересованы в скорейшем изъятии оружия у крестьян?
3. Почему крестьяне сохраняли попадавшее к ним оружие?
4. Докажите, что власти считали этот вопрос важным. Как вы думаете, почему?
Как сказалось на развитии Японии проникновение в страну европейцев?
Почему Япония перешла к политике самоизоляции?
Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы. Было ли изображённое событие важным для японцев?
По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев?
Что художник выделяет в одеждах европейцев?
2. Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?
3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием». Как еще можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из китайского источника «Записи о событиях в Северном Китае при конце династии Мин» и ответьте на вопросы.
Наш государь вовсе не тёмен, но он одинок, и дела не доходят до него. Все чиновники своекорыстны. Они составляют группировки, а преданность и честность их ничтожна. Даже в высшие учреждения проникла преступность. Авторитет двора падает с каждым днем. Все доходы идут в руки царских родственников и знати, а силы народа истошены до крайности.
Гуны и хоу Iкнязья, питаются мясом и одеваются в шелка, а император считает их своей надежной опорой… Брошенных в тюрьмы всё больше и больше, а образованные нс помышляют о соблюдении своего долга. Гнёт от налогов становится всё тяжелей. Народ ненавидит императора и готов погибнуть, чтобы погиб и он.
1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника?
2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте.
3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?