Параграф 21 учебник по истории нового времени XIX — начало XX в.. Мединский, Чубарьян 9 класс

Учебник Всеобщая история XIX — начало XX в. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XIX — начало XX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 21 Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации

Почему Япония смогла сохранить независимость, а Китай нет?

В чём заключалось главное отличие Китая от Европы?

1. В чём китайский историк видит положительное значение «опиумных войн»?

2. Какое различие в подходах Китая и Японии к осознанию собственной отсталости мы можем увидеть из этого высказывания?

З. Вспомните примеры из отечественной истории, показывающие, как неудачи в войне подтолкнули к осознанию необходимости реформ.

Каковы причины «опиумной войны»?

Каковы причины восстания тайпинов?

Что хотел сказать художник, изображая американского Дядю Сэма опаздывающим в вагон, идущий на Дальний Восток? Как это положение вещей отразилось на американской политике в отношении Китая?

Что такое “три народных принципа”?

В чём заключались реформы эпохи Тэмпо?

Чем развитие Японии отличалось от китайского?

Как российский военный министр оценивал внутреннее развитие Японии? По каким причинам в Японии росла враждебность к России?

Почему США и Европа дают деньги Японии? Какие ещё примеры использования странами Запада против России соседних с ней государств вам известны?

Почему реформы в Японии оказались успешными?

Вопросы и задания

1. Почему англичане продавали в Китае опиум?

2. Назовите причины революции 1911 г. в Китае.

3. Почему страны Запада оказались сильнее Китая?

4. Назовите причины, позволившие Японии не стать полуколонией.

5. Какую роль в промышленной революции в Японии сыграло государство?

6. Опираясь на карту 5 (Приложение) и используя информацию раздела и учебник по отечественной истории, дайте характеристику внешней политики Японии в конце XIX — начале XX в., в том числе причин, хода и итогов Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) восстание тайпинов: 2) «открытие» Китая; 3) реставрация Мэйдзи; 4) революция в Китае; 5) восстание Ихэтуань.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из письма В. Гюго «Военная экспедиция в Китай. 1861 г.» и ответьте на вопросы.

В одном уголке земного шара существовало чудо мира: оно звалось Летним дворцом… Это был потрясающий, несравненный шедевр, который рисовался вдалеке, в каких-то таинственных сумерках, словно силуэт азиатской цивилизации на горизонте цивилизации европейской.

Это чудо исчезло.

Однажды двое бандитов ворвались в Летний дворец. Один разграбил его, другой поджег… Победители расхитили вес богатства Летнего дворца и поделили добычу… Громкий подвиг и славная пожива! Один из победителей набил карманы, другой, глядя на него, наполнил сундуки; и оба, взявшись за руки, довольные вернулись в Европу… Мы. европейцы, считаем себя людьми цивилизованными, и для нас китайцы — варвары. Но вот как цивилизация обошлась с варварством.

Перед судом истории один из бандитов будет называться Францией, другой — Англией. Но… преступления властителей нельзя вменять в вину тем, над кем они властвуют: правительства подчас бывают бандитами, народы же — никогда… Я верю, что прилет день, когда освобожденная и очищенная Франция вернет свою добычу разграбленному Китаю.

1. Как французский писатель оценивает культурное значение Юаньминъюань?

2. Гюго противопоставляет варварство и цивилизацию. Как вы думаете, что (в том числе какие поступки и действия) является свидетельством того или другого?

3. Как писатель оценивает действия Англии и Франции? Какие дальнейшие действия он счёл бы справедливыми?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «сёгунат». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Япония смогла сохранить независимость, а Китай нет?