§ 20 Индия и Афганистан: подчинение и борьба
Почему Индии не удалось отстоять самостоятельность?
В чём причина усиления колониальной экспансии?
В чём историк видит главное негативное воздействие британского владычества в Индии?
В чём заключалась важность Индии для Великобритании?
Каковы причины восстания сипаев?
1. Выделите положительные и отрицательные стороны в обозначенных планах. Какими последствиями могла обернуться их реализация для экономики, культуры, традиций населявших Индию народов?
2. Какую пользу для себя могли видеть колонизаторы в появлении этого «класса» и распространении английской системы образования?
Марка посвящена одному из юбилеев Б. Тилака. Определите, какому именно. Подумайте, почему ему посвятили марку именно в это время.
Какие факторы способствовали появлению индийского национального движения?
Подтверждает ли рисунок этот мотив? Несёт ли Англия «цивилизацию»
Афганистану или преследует иные цели? Вспомните другие примеры, когда «цивилизация» использовалась в качестве оправдания применения силы.
Почему Англия и Россия стремились закрепить влияние в Афганистане?
Вопросы и гадания
1. В чём выражалась эксплуатация Индии?
2. Каковы последствия восстания сипаев?
3. Только ли отрицательные последствия имело господство англичан в Индии? Своё мнение обоснуйте.
4. С какими целями англичане стремились в Афганистан?
5. В чем причины движения свадеши?
6. Подумайте о последствиях провозглашения королевы Виктории «императрицей Индии» для. а) Великобритании; б) взаимоотношений Великобритании с европейскими странами; в) Индии. Результаты оформите в таблицу.
7. Т. Маколей заявлял, что «может быть, никогда не было народа, по природе и по привычкам более предназначенного к чужеземному игу, чем индийцы». Какова цель этого и подобных высказываний? Как вы считаете народы на господствующие и подчинённые?
8. Подготовьте презентацию на тему «Лакшми Баи – индийская Жанна д’Арк». Почему она стала народной героиней и одним из символов борьбы за независимость?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события:
1. восстание сипаев;
2. создание партии Индийский национальный конгресс;
3. попытка раздела Бенгалии;
4. ликвидация Ост-Индской компании;
5. провозглашение королевы Виктории «императрицей Индии».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте комментарий художника В. Верещагина к картине «Подавление индийского восстания англичанами» и ответьте на вопросы.
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена… Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителя, а в Индии; а во-вторых, делали дело традиционно: сотнями привязывали возмутителей к жерлам пушек и, не церемонясь, даже и без суда, как принято, расстреливали их… Всё это делалось, конечно, так, как принято у цивилизованных народов, без суеты.
1. О каком событии индийской истории идёт речь?
2. Как вы считаете, согласен ли художник с теми различиями, которые «современная цивилизация» (т. е. европейские страны) проводили между жестокостью турок и англичан, или осуждает их?
3. Действительно ли существует «права победителя» или В. Верещагин иронизирует над мнимой цивилизованностью англичан?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «каста». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Индии не удалось отстоять самостоятельность?