Параграф 20 учебник по истории нового времени XIX — начало XX в.. Мединский, Чубарьян 9 класс

Учебник Всеобщая история XIX — начало XX в. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XIX — начало XX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 20 Индия и Афганистан: подчинение и борьба

Почему Индии не удалось отстоять самостоятельность?

В чём причина усиления колониальной экспансии?

В чём историк видит главное негативное воздействие британского владычества в Индии?

В чём заключалась важность Индии для Великобритании?

Каковы причины восстания сипаев?

1. Выделите положительные и отрицательные стороны в обозначенных планах. Какими последствиями могла обернуться их реализация для экономики, культуры, традиций населявших Индию народов?

2. Какую пользу для себя могли видеть колонизаторы в появлении этого «класса» и распространении английской системы образования?

Марка посвящена одному из юбилеев Б. Тилака. Определите, какому именно. Подумайте, почему ему посвятили марку именно в это время.

Какие факторы способствовали появлению индийского национального движения?

Подтверждает ли рисунок этот мотив?  Несёт ли Англия  «цивилизацию»

Афганистану или преследует иные цели? Вспомните другие примеры, когда «цивилизация» использовалась в качестве оправдания применения силы.

Почему Англия и Россия стремились закрепить влияние в Афганистане?

Вопросы и гадания

1. В чём выражалась эксплуатация Индии?

2. Каковы последствия восстания сипаев?

3. Только ли отрицательные последствия имело господство англичан в Индии? Своё мнение обоснуйте.

4. С какими целями англичане стремились в Афганистан?

5. В чем причины движения свадеши?

6. Подумайте о последствиях провозглашения королевы Виктории «императрицей Индии» для. а) Великобритании; б) взаимоотношений Великобритании с европейскими странами; в) Индии. Результаты оформите в таблицу.

7. Т. Маколей заявлял, что «может быть, никогда не было народа, по природе и по привычкам более предназначенного к чужеземному игу, чем индийцы». Какова цель этого и подобных высказываний? Как вы считаете народы на господствующие и подчинённые?

8. Подготовьте презентацию на тему «Лакшми Баи – индийская Жанна д’Арк». Почему она стала народной героиней и одним из символов борьбы за независимость?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события:

1. восстание сипаев;

2. создание партии Индийский национальный конгресс;

3. попытка раздела Бенгалии;

4. ликвидация Ост-Индской компании;

5. провозглашение королевы Виктории «императрицей Индии».

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте комментарий художника В. Верещагина к картине «Подавление индийского восстания англичанами» и ответьте на вопросы.

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена… Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителя, а в Индии; а во-вторых, делали дело традиционно: сотнями привязывали возмутителей к жерлам пушек и, не церемонясь, даже и без суда, как принято, расстреливали их… Всё это делалось, конечно, так, как принято у цивилизованных народов, без суеты.

1. О каком событии индийской истории идёт речь?

2. Как вы считаете, согласен ли художник с теми различиями, которые «современная цивилизация» (т. е. европейские страны) проводили между жестокостью турок и англичан, или осуждает их?

3. Действительно ли существует «права победителя» или В. Верещагин иронизирует над мнимой цивилизованностью англичан?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «каста». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Индии не удалось отстоять самостоятельность?