Параграф 20 учебник по истории нового времени Мединский, Чубарьян 7 класс

Учебник Всеобщая история. История нового времени. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 20. Османская империя и Иран: могущество и упадок

Почему Иран и Османская империя боролись друг с другом так долго и ожесточённо?

Сопоставьте внешнюю политику Селима I Грозного и Сулеймана I Великолепного, выявите черты сходства и различия.

Выделите основные черты османского общества и государства.

Как в османской архитектуре проявилось влияние византийских традиций?

По каким причинам противостояние двух мусульманских держав приняло такой ожесточённый характер?

Докажите, что реформы Аббаса I и его внешняя политика связаны друг с другом.

Вопросы и задания

1. Известно, что султаны долгое время не признавали императорский титул правителей Священной Римской империи. Почему?

2. В чём причины военных успехов османов?

3. Почему со второй половины XVI в. османы всё чаще терпели поражения? Как вы думаете, что здесь важнее — упадок Османской империи или усиление её противников?

4. Какую роль играла Османская империя в международных отношениях XVI—XVII вв.?

5. Используя дополнительные ресурсы, сравните изображения внешнего облика и интерьеров собора Святой Софии в Константинополе и мечетей, сооружённых Синаном. Какие конструктивные детали византийской архитектуры использовал Синан?

6. Выделите основные причины и формы формы развития отношений Ирана с европейскими странами и Россией.

7. Какие страны Европы были наиболее заинтересованы в совместных действиях с Ираном против османов?

8. Как проявилось в истории Востока в XV—I XVII в. противостояние суннитов шиитов?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) начало правления Селима I Грозного; б) смерть Сулеймана I Великолепного; в) начало правления Исмаила;  г) смерть Аббаса I Великого.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из сочинения «О состоянии Османской империи и её войска» польского дипломата К. Збаражского, после Речи Посполитой в Османской империи в 1622—1624 гг., и ответьте на вопросы.

После Сулеймана (Сулеймана I Великолепного) едва ли не до настоящего времени правили государи ленивые и изнеженные… которые любовались своим величием, но не интересовались, каким путём достигли этого величия. Раньше всего испортил сословие чиновников, которые начали получать блага не за заслуги, а за деньги. А всё из-за султанских жён, которые через своих мужей способствовали повышению чиновников по службе, беря за это деньги и богатея…

Также христиане, из детей которых набирают янычар, предпочитали выкупать своих сыновей, видя, что всё превращалось в предмет торговли. Набор войска производился небрежно, важно было только обеспечить его численность. Проступки и злодеяния, которые прежде карались смертной казнью, теперь прощались за взятки старшим начальникам. Множество плохих примеров привели к росту различных пороков…

1. Какие причины упадка Османской империи в конце XVI — начале XVII в. упоминаются в этом отрывке?

2. Какие из этих причин кажутся вам самыми серьёзными и почему?

3. Чем могла грозить Османской империи «небрежность» при наборе янычарского войска?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Используя дополнительные источники, объясните происхождение и наполнение понятия «хайдучии».

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Иран и Османская империя боролись друг с другом так долго и ожесточённо?