❓ Что привлекало в Византию другие страны и народы?
Рассмотрите рисунки и попробуйте определить, где изображён византийский император, а где — епископ. Какие элементы в их облачении помогли вам в принятии решения? Что общего в одежде византийского императора и епископа? О чём это может свидетельствовать?
Что общего в одежде императора и епископа?
️ О чём это может свидетельствовать?
1. Как называли своё государство подданные Византийской империи?
2. Каковы были взаимоотношения императора и христианской Церкви в Византии?
Какие здания свидетельствуют о том, что Константинополь был городом с античным прошлым, а какие — о том, что он был одним из центров христианства?
1. Назовите хозяйственные занятия византийцев.
2. Как природные условия и географическое положение влияло на экономическое развитие империи?
1. С какой целью был создан Кодекс Юстиниана?
2. Каким образом Юстиниан боролся с волнениями в столице?
3. Покажите на карте 2 (см. Приложение), как изменились границы Византийской империи при правлении Юстиниана. Какие территории были завоёваны императором?
1. Перечислите врагов, с которыми вела войны Византия.
2. Как вы думаете, чем Византия была привлекательна для русских князей, совершавших военные походы в Константинополь? К каким последствиям это привело?
3. Покажите на карте 3 (см. Приложение), какие земли Византия приобрела и какие утратила с IX по XI век. Опираясь на текст учебника, найдите противников Византии, осаждавших границы империи.
1. Почему византийские храмы называли крестово-купольными?
2. Назовите три вида храмовой живописи Византии. Чем они отличались друг от друга?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Изучите схему и назовите органы управления, которые сохранились в Византии со времён античного Рима
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. По каким признакам вы можете определить, где на мозаике император Юстиниан? Кто окружает императора?
- Назовите не менее трёх причин, обусловивших сильную императорскую власть и сохранение единства Византийской империи.
- Прочитайте пункт 3 параграфа и заполните таблицу «Византия и её соседи».
- В чём заключались причины процветания Византии? Когда и почему в стране наступил хозяйственный упадок?
-
Когда Византия достигла наивысших военных успехов? Какое событие означало закат военной славы империи?
- Охарактеризуйте деятельность императора Юстиниана. Приведите 3–4 факта из его биографии.
- Почему византийцы считали, что имеют право установить свою власть над Италией, Африкой и Испанией?
- Узнайте содержание одного из житий византийских святых. Предположите, почему простые люди любили читать произведения этого жанра.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Сколько лет прошло от завершения строительства собора Святой Софии до поражения Византии в битве при Манцикерте?
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
В одном из своих указов Юстиниан I требовал:
«Любой цисой прекрати незаконное покровительство, которое имеет место, как бы это звучали, и в наших провинциях. Не позволял никому эксплуатировать другого, присваивать себе земли, которые ему не принадлежат, обещать покровительство тем, кто претерпел ущерб, использовать свою власть для уничтожения конкурентов и мести».
1. Против кого был направлен указ императора?
2. Почему речь идёт об ущербе делам государства?
3. При каких обстоятельствах и когда предупреждение Юстиниана I было отвергнуто правителями Византии и к чему это привело в конечном итоге?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Какие из приведённых в тексте параграфа терминов характеризуют императорскую власть в Византии?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что привлекало в Византию другие страны и народы?