Почему именно в XIX в. произошли такие глубокие количественные и качественные изменения в развитии общества?
Какие новые средства транспорта и коммуникации появились в это время?
С чем связано улучшение питания в XIX — начале ХX в.?
Что такое демографический переход?
Выясните, в чём заключаются заслуги Р. Коха вборьбе со смертельно опасными заболеваниями.
Каковы причины урбанизации?
В чем проявилялась социальная мобильность?
Охарактеризуйте каждый «этаж» пирамиды.
Что на основани и этого описания можно сказать об условиях жизни английских рабочих?
В чём заключались трудности положения рабочих?
Какие новые машины и механизмы появились в быту?
Вопросы и задания
1. Что такое демографическая революция? Каковы её причины и социальные последствия?
2. Какие социальные причины влияли на урбанизацию? За счёт чего увеличивалось население городов?
3. Вспомните, развитие каких отраслей было основным для второй промышленной революции, и соотнесите их с теми новшествами в быту, о которых вы узнали в этом параграфе.
4. Почему главной социальной проблемой конца XIX — начала XX в. был рабочий вопрос?
5. Используя дополнительные источники информации, сравните рост численности населения России и ведущих европейских стран в начале, середине и конце XIX в. Какие выводы можно сделать на основании полученных результатов?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) изобретение телефона: 2) первая железная дорога в континентальной Европе; 3) изобретение двигателя внутреннего сгорания; 4) первый полёт на аэроплане.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний немецкой актрисы К. Бауэр и ответьте на вопросы.
Поездка из Берлина п Петербург — сегодня и сорок лет назад! Сегодня в одиннадцать часок вечера заходишь в теплое мягкое купе курьерского поезда… Просыпаешься на утренний кофе… И на следующий лень в шесть часов комфортно приезжаешь в Петербург… Тогда — особенно зимой — это был поступок, даже жертва… Нужно было позаботиться о дорожных мехах, как если бы путь лежал в Сибирь, и заказать очень, очень прочную карсту…
1. Используя дополнительные источники информации, установите, какие железнодорожные маршруты существовали для въезда в Россию из других стран Европы.
2. С какого времени произошли изменения, описанные автором?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «урбанизация». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему именно в XIX в. произошли такие глубокие количественные и качественные изменения в развитии общества?