§19 Научная революция
Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?
Как вы думаете, почему до XVI в. эти и многие другие положения Аристотеля никто не пытался проверить экспериментально?
Как вы думаете, почему учёные перестали быть одиночками и начали объединяться в организации?
Почему, с вашей точки зрения, за XVI— XVII в. произошло значительно больше открытий, чем за несколько предыдущих веков?
Какой инструмент вы видите в правой руке Кеплера? Для чего он предназначался? Используя дополнительные источники, выясните, каково было его символическое значение в раннее Новое время.
В чём разница между астрологией и астрономией?
Как вы думаете, в чём Сальвиати пытается убедить своего собеседника?
При необходимости используя дополнительные источники, выясните, что свидетельствует о том, что перед нами именно астроном.
В чём вы видите важность замены геоцентрической системы мира гелиоцентрической?
Объясните, почему считается, что Ньютон не просто открыл определённые физические законы, а создал новую систему мира.
Как вы думаете, почему понятие прогресса появилось именно в это время?
Почему, с точки зрения Гоббса, равенство перед законом – гарантия свободы?
Вопросы и задания
1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению старой системы мира.
3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и почему?
4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важных открытий, совершённых в ходе научной революции.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдающихся учёных времён научной революции.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите деятелей науки в хронологическом порядке по дате рождения: Галилей, Сиденхем, Коперник, Гоббс, Ньютон, Кеплер, Декарт.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из письма Кеплера Галилею (1610). Ответьте на вопрос.
Сам Колумб заставил своего читателя сомневаться, что больше достойно удивления: разум человека, догадывающегося о существовании нового мира по направлению дующих ветров, или же смелость попытки плыть в неизвестных водах и немеримом океане, приведшей к счастливому исполнению желаний. <…> Слава Создателя этого мира больше, чем у его созерцателя, так как первый взял теорию создания из себя, а второй только с очень большим трудом узнал теорию, скрытую в создании. Поэтому не завидуй, Галилей, в своей славе нашим предшественникам Пифагору, Платону, Евклиду.
Как вы думаете, какие мысли Кеплер пытается донести до Галилея?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «рационализм». Какие следствия имело убеждение в том, что мир познаваем разумом?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?