§18 Индия в Средние века
❓В чём заключались особенности общественного, политического и религиозного развития Индии в Средние века?
1. Почему природу Индии часто называют её главным богатством?
2. Чем славились индийские ремесленники?
Рассмотрите схему и назовите профессии, ставшие основой для образования каст. Как эти касты соотносятся с варнами?
1. Какие изменения произошли в Средние века в индийском обществе?
2. Какие обязанности в пользу государства выполняли сельские жители и горожане?
1. Какие верования были распространены в Индии в IV — IX вв.?
2. Харша был последним правителем, поддерживавшим буддизм. Он был известным поэтом своей эпохи. Назовите известных вам правителей Средневековья, сочетавших политику с деятельностью в сфере культуры.
Опишите вооружение и боевую технику нападающих и обороняющихся.
1. Нашествиям каких врагов подверглись жители Индии в Средние века?
2. Каким было положение индуистской и мусульманских общин в Делийском султанате?
3. Покажите на карте 14 (см. Приложение), откуда враги вторгались на территорию Индии. Какое государство они образовали? Какие города вернулись под власть индийских раджей в конце XIV — начале XV в.?
Какие элементы позволяют определить, что перед нами буддийский храм?
Как вы думаете, какие качества требовались от архитекторов и строителей при сооружении таких храмов-башен?
Какие элементы отделки ворот свидетельствуют о влиянии мусульманской культуры на архитектуру Индии?
1. Назовите произведения искусства, связанные с тремя религиями, распространёнными в Индии.
2. Без каких открытий, сделанных средневековыми индийскими учёными, не могла бы существовать современная математика?
Вопросы и задания
- Рассмотрите иллюстрацию к параграфу. Похож ли Кутб-Минар на традиционные для индийской культуры храмовые сооружения? Какие черты традиционной для мусульманских стран архитектуры нашли воплощение в Кутб-Минаре?
2. Способствовал ли индуизм единству Индии? Аргументируйте свой ответ.
3. Почему варно-кастовое устройство индийского общества способствовало раздробленности страны?
4. Назовите имена правителей, которые предпринимали попытку создать в Индии единое государство. Кому это удалось?
5. Каковы были последствия мусульманского завоевания Индии? Как оно повлияло на общественное устройство и управление страной?
6*. В каких сферах культуры прославились средневековые индийцы? Назовите не менее пяти.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из произведения купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» и ответьте на вопросы.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хоть свиней у них очень много. Едят же днём два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты [медовухи] не пьют. А с бессерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхирии [рисовый пудинг] с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят всё правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают.
Как вы думаете, чем объясняется такая предопределённость в питании у жителей Индии? Свой ответ обоснуйте.
Предположите, кто такие «бессермены», о которых упоминает автор документа. Предположите, почему индийцы не пили и не ели с ними.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите события в хронологическом порядке: вторжение в Индию армии Тамерлана;
объединение Индии царём Харшей; правление Самудрагупты; 1206 г. — образование Делийского султаната.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение терминов: каста, махараджа, нирвана, раджпуты, индуизм. Какие из этих терминов относятся к области политики и общественного устройства, а какие — к религиозной жизни Индии?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём заключались особенности общественного, политического и религиозного развития Индии в Средние века?