Параграф 17 учебник по истории нового времени XIX — начало XX в.. Мединский, Чубарьян 9 класс

Учебник Всеобщая история XIX — начало XX в. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XIX — начало XX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 17 Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы

Почему национальные проблемы Австро-Венгрии и Балкан так и не удалось решить?

В чём суть австро-венгерского Соглашения?

Какие отрасли экономики Австро-Венгрии развивались успешно, а какие отставали?

Каким образом О. Бауэр предлагал решить национальный вопрос в Австро-Венгрии?

Какие варианты решения национальной проблемы существовали в Австро-Венгрии?

Рассмотрите гравюру с изображением Франца Иосифа. Как вы думаете, она появилась до или после Соглашения? Почему вы так решили?

Как система дуализма влияла на решение национальной проблемы?

  1. Рассмотрите рисунок. О каких торжествах может идти речь? Выясните, кому московский листонь посвящён этот памятник, как он создавался и где расположен.2. В центре какой ещё европейской столицы есть памятник тому же государственному деятелю и как он там появился?

    Какую мысль выражает этот рисунок?

    Почему росли противоречия на Балканах?

    Вопросы и задания

    1. Что собой представляла политическая система дуализма? Ответ представьте в виде схемы.

    2. Перечислите особенности экономического развития Австро-Венгрии. Как на экономическое развитие влиял национальный фактор?

    3. Какое воздействие оказывал национальный фактор на внутреннее развитие Австро-Венгрии и на ее внешнюю политику?

    4. Охарактеризуйте государственное и политическое развитие балканских народов во второй половине XIX — начале XX в.

    5. В годы Крымской войны 1853—1856 гг. австрийский император Франц Иосиф I заявил: «Очень трудно… выступать против прежних друзей, но в политике иначе нельзя, и на Востоке Россия являлась нашим естественным врагом во все времена».

    Вспомните, при каких обстоятельствах Россия доказала Францу Иосифу свою дружбу. Почему, несмотря на это, она оказалась «врагом на Востоке»? Используя материалы параграфа и учебник по отечественной истории, покажите различия целей балканской политики Австро-Венгрии и России.

    6. Оценивая балканскую политику России, О. фон Бисмарк писал, что «освобождённые народы не благодарны, а требовательны». Как вы думаете, что он имел в виду и оказался ли прав? Своё мнение аргументируйте.

    Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

    Расположите в хронологической последовательности события: 1) Балканские войны; 2) введение всеобщего избирательного права в Цислейтании; 3) австро-венгерское Соглашение; 4) боснийский кризис.

    Работаем с ИСТОЧНИКОМ

    Прочитайте фрагмент из книги Р. Музиля «Человек без свойств» и ответьте на вопросы.

    Обе части, Австрия и Венгрия, подходили друг к другу, как красно-бело-зелёный пиджак к чёрно-жёлтым штанам; пиджак был самостоятельным предметом, штаны же — остатком уже не существующего чёрно-жёлтого костюма, разделённого в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году. Штаны Австрия именовались с тех пор на официальном языке «Представленные в имперском совете королевства и земли», что, конечно, ровно ничего не значило… ибо и этих королевств… тоже давно не было… Поэтому на вопрос, кто он такой, австриец не мог, конечно, ответить: «Я житель представленных в имперском совете королевств и земель, которых не существует», — и хотя бы по этой причине предпочитал сказать: «Я поляк, чех, итальянец, фриулец, ладин, словенец, хорват, серб, словак, русин или валах», — а это был так называемый национализм.

    1. Выясните, что имеет в виду Р. Музиль, говоря именно о таких цветах «пиджака» и «штанов». В чём он видит главные различия между двумя частями империи?

    2. Что способствовало развитию национализма?

    Работаем с ПОНЯТИЯМИ

    Раскройте смысл понятия «дуалистическая монархия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

    Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его Двумя-тремя аргументами. Почему национальные проблемы Австро-Венгрии и Балкан так и не удалось решить?