Параграф 16 учебник по истории нового времени XVIII — начало XIX в. Мединский, Чубарьян 8 класс

Учебник Всеобщая история XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§16 Французская революция: конец Старого порядка и установление республики

Что привело к падению монархии во Франции?

Можно ли увидеть в этих событиях пролог революции? Докажите свою точку зрения

В чём, как вы думаете, революционеры видели смысл столь масштабных преобразований? С какой целью они проводились?

Против каких слоёв общества направлены слова Марата? Почему спасение Франции он связывает с казнями?

Проанализируйте, в чём причины того, что Конституция 1791 г. просуществовала столь недолго.

Вопросы и задания

1. Составьте в тетради таблицу революционных преобразований за период 1789-1792 гг.

2. Обсудите в классе, можно ли было, с вашей точки зрения, предотвратить революцию. Если да, что для этого требовалось сделать?

3. Почему санкюлоты разочаровались в монархии?

4. Сравните деятельность Людовика  XVIII

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) падение монархии; 2) принятие «Декларации прав человека и гражданина»; 3) начало войны Франции с Габсбургами; 4) взятие Бастилии; 5) начало работы Генеральных штатов.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Декларации прав человека и гражданина» (1789), выполните задание и ответьте на вопрос.

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях обшей пользы.

Статья 2. Цель каждого политического союза — сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3. Любой суверенитет по сути своей принадлежит нации. <…>

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, пользование каждого человека естественными правами ограничено лишь тем, что обеспечивает другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены лишь законом.

Статья 5. Закон имеет право запрещать лишь действия, наносящие вред обществу. Всё, что не запрещено законом, разрешено, и никто не может быть принуждён делать то, что не предписано законом.

Статья 6. Закон есть выражение обшей воли. Все граждане имеют право участвовать в его создании лично или через своих представителей. Он должен быть единым для всех, защищает он или карает. <…>

Статья II. Свободное выражение мыслей и мнений — самое ценное право человека; таким образом, каждый гражданин может свободно высказываться, писать, публиковать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. <…>

Статья 15. Общество имеет право требовать отчёта у любого должностного лица.

1. В чём состояли основные принципы, выдвинутые в 1789 г.?

2. Продемонстрируйте связь этих принципов с идеями просветителей.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните происхождение и смысл понятия «Пантеон». Выясните, откуда французами было заимствовано это понятие, кто из участников Французской революции был захоронен в Пантеоне.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что привело к падению монархии во Франции?

Франции и Карла I в Англии. Можно ли выявить общие черты и различия? Поясните свой ответ.