§ 16–17 Культура эпохи Возрождения
Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
Что на этом портрете свидетельствует о том, что он написан во времена возрождения интереса к Античности?
Используя дополнительные источники, выясните, почему именно античное наследие, а не средневековая живопись и архитектура стало столь популярно в XV—XVI вв.
Как вы полагаете, что заставляло Микеланджело и дальше сотрудничать с папой? Отчего он отказывался оформить капеллу богаче?
Сформулируйте основные характерные черты итальянского Возрождения.
Найдите в Интернете эту картину и составьте описание её фрагментов. Какие пословицы зашифрованы в картине? Есть ли схожие русские пословицы?
Как проявлялись идеи Ренесанса втворчестве деятелей Северного Возрождения?
Как вы думаете, почему Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи»?
Почему, с вашей точки зрения, утопии в это время стали столь популярны?
Как вы думаете, на чьей стороне автор — Карнавала или Поста?
Обсудите в классе, почему фарс и комедия дель арте получили такое распространение именно в эпоху Возрождения.
Вопросы и задания
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
3. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
4. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события: а) начало строительства собора Святого Петра; 6) написание Т. Мором «Утопии»; в) создание 3. Роттердамским «Похвалы глупости»; г) начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги Э. Роттердамского «Похвала глупости». Ответьте на вопросы.
Прежде всего, кому нс известно, что первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни человека? Детей любят, целуют, ласкают, даже враг-чужеземец готов прийти к ним на помошь. Чем объяснить это, если нс тем. что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые. За детством следует юность. Кому она нс мила, кто к ней не бтаговолнт. кто нс стремится помочь ей. кто нс протягивает ей дружелюбную руку? Но в чём. спрошу я. источник очарования юности, если не во мне? Чем меньше умничает мальчик по моей милости, тем приятнее он всем и каждому.
Как вы понимаете смысл этого текста?
Для чего, как вы думаете, 3. Роттердамский хвалит глупость?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «гуманизм». Докажите, что он оказал влияние на живопись и скульптуру эпохи Возрождения.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?