ГЛАВА V. СТРАНЫ И НАРОДЫ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Какие народы Азии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?
§ 15. Кочевники Великой степи и их соседи в Средние векаё
❓ Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?
1. Почему обитатели Великой степи вели кочевой образ жизни?
2. Охарактеризуйте верования кочевников.
Рассмотрите иллюстрацию. Опишите внешний вид гуннов и их поведение на захваченных территориях. Предположите, почему римляне называли Аттилу «Бичом Божьим».
1. Охарактеризуйте формы взаимоотношений кочевых и земледельческих народов.
2. Назовите объединения, созданные кочевниками в раннее Средневековье. Какова была их судьба?
Опишите вооружение и снаряжение монгольских воинов.
Рассмотрите иллюстрацию и опишите оружие и технику, использовавшиеся монгольской армией при осаде города.
1. В чём заключались причины побед монгольской армии? Перечислите не менее трёх причин.
2. Как вели себя монголы в завоёванных странах?
Рассмотрите изображение. Используя ресурсы Интернета, найдите информацию об этой битве. Кто противостоит монголам в сражении?
1 Как кочевники относились к культурному наследию завоёванных ими народов?
2. Какие черты характера монгольского хана и багдадского халифа передаёт предание о тайнике с золотом?
1. Кто мог беспрепятственно передвигаться по монгольской державе?
2. Чем известен правитель Тимур?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кем, полководцем или государственным деятелем, предстаёт Чингисхан? Как вы думаете, почему в Монголии ему поставлен памятник?
2. Какие отношения устанавливались между кочевыми и земледельческими народами?
3. Какой ценой была создана Монгольская империя? Каким образом поддерживалось её единство?
4. Охарактеризуйте Чингисхана и Тимура, приведя 3—4 факта из их биографии. Что общего было у этих исторических деятелей?
5. В чём заключалось сходство и различие между державой Чингисхана, Арабским халифатом и империей Карла Великого?
6. Какова была историческая судьба улусов, созданных потомками Чингисхана?
7. Прочитайте п. 2 параграфа изаполните таблицу «Кочевые империи” раннего Средневековья.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: провозглашение Темучина Чингисханом; распад державы гуннов; смерть Тимура (Тамерлана); завоевание монголами Багдада.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Истории монголов» посланника папы римского Плано Карпини (1182—1252) и ответьте на вопросы.
Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысяцким, а во главе десяти тысяцких был поставлен один, и это число называется у них тьма.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один… то все они умирщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умирщвляются; и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умирщвляются… а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умирщвляются.
1. Как было организовано монгольское войско? В чём заключался секрет железной дисциплины, существовавшей в войске монголов?
2. Как связано с устройством монгольской армии выражение «тьма тьмущая»?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение терминов: каган, хан, улус, курултай, нукер, юрта. Какие из терминов относятся к людям, а какие являются терминами, связанными с управлением и хозяйственной жизнью кочевников?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?