Параграф 15 учебник по истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

Учебник Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История средних веков

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

ГЛАВА V. СТРАНЫ И НАРОДЫ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Какие народы Азии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?

§ 15. Кочевники Великой степи и их соседи в Средние векаё

Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?

1. Почему обитатели Великой степи вели кочевой образ жизни?

2. Охарактеризуйте верования кочевников.

Рассмотрите иллюстрацию. Опишите внешний вид гуннов и их поведение на захваченных территориях. Предположите, почему римляне называли Аттилу «Бичом Божьим».

1. Охарактеризуйте формы взаимоотношений кочевых и земледельческих народов.

2. Назовите объединения, созданные кочевниками в раннее Средневековье. Какова была их судьба?

Опишите вооружение и снаряжение монгольских воинов.

Рассмотрите иллюстрацию и опишите оружие и технику, использовавшиеся монгольской армией при осаде города.

1. В чём заключались причины побед монгольской армии? Перечислите не менее трёх причин.

2. Как вели себя монголы в завоёванных странах?

Рассмотрите изображение. Используя ресурсы Интернета, найдите информацию об этой битве. Кто противостоит монголам в сражении?

1 Как кочевники относились к культурному наследию завоёванных ими народов?

2. Какие черты характера монгольского хана и багдадского халифа передаёт предание о тайнике с золотом?

1. Кто мог беспрепятственно передвигаться по монгольской державе?

2. Чем известен правитель Тимур?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кем, полководцем или государственным деятелем, предстаёт Чингисхан? Как вы думаете, почему в Монголии ему поставлен памятник?

2. Какие отношения устанавливались между кочевыми и земледельческими народами?

3. Какой ценой была создана Монгольская империя? Каким образом поддерживалось её единство?

4. Охарактеризуйте Чингисхана и Тимура, приведя 3—4 факта из их биографии. Что общего было у этих исторических деятелей?

5. В чём заключалось сходство и различие между державой Чингисхана, Арабским халифатом и империей Карла Великого?

6. Какова была историческая судьба улусов, созданных потомками Чингисхана?

7. Прочитайте п. 2 параграфа изаполните таблицу «Кочевые империи” раннего Средневековья.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: провозглашение Темучина Чингисханом; распад державы гуннов; смерть Тимура (Тамерлана); завоевание монголами Багдада.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Истории монголов» посланника папы римского Плано Карпини (1182—1252) и ответьте на вопросы.

Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысяцким, а во главе десяти тысяцких был поставлен один, и это число называется у них тьма.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один… то все они умирщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умирщвляются; и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умирщвляются… а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умирщвляются.

1. Как было организовано монгольское войско? В чём заключался секрет железной дисциплины, существовавшей в войске монголов?

2. Как связано с устройством монгольской армии выражение «тьма тьмущая»?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните значение терминов: каган, хан, улус, курултай, нукер, юрта. Какие из терминов относятся к людям, а какие являются терминами, связанными с управлением и хозяйственной жизнью кочевников?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?