§ 14–15 Международные отношения в XVI–XVII вв.
Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?
Какие предметы вы видите на картине? Используя ресурсы Интернета, выясните, что они символизируют, какое отношение имеют к дипломатии.
Как вы понимаете эти изменения? Каковы были их последствия?
Используя дополнительные источники, проанализируйте, в какой мере взгляды Гроция соответствовали распространённому в его время пониманию теории и практики международных отношений.
Как возникновение представлений о национальном суверенитете повлияло на международные отношения?
Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы, при необходимости используя Интернет. Зачем солдату, вооружённому огнестрельным оружием, шпага?
Что он держит в левой руке? Для чего этот предмет использовался?
Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об известной битве XVI-XVII вв., в которой были бы продемонстрированы достижения военной революции
Как Итальянские войны должны были помочь Франции ослабить Габсбургов?
Что изображено на этой картине?
Почему изображение войны названо аллегорическим?
Проанализируйте 2—3 аллегории
Какие противоречия привели кпревращению Тридцатилетней войны в общеевропейскую?
Докажите, что и Людовик XIV, и его противники действовали в соответствии с новыми принципами международных отношений, сложившимися в раннее Новое время.
Используя эту иллюстрацию и дополнительные источники, подготовьте рассказ о ходе битвы.
Почему европейцам удалось справиться с турецкой угрозой лишь в конце XVI в.?
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему в XVI и особенно в XVII в. возрастает важность дипломатии?
2. Используя дополнительные источники, выясните, какой государственный интерес был в эту эпоху у Англии, Франции, монархии Габсбургов, Испании. Менялся ли он со временем?
3. Используя атлас и дополнительные источники, обсудите в классе, союзы с какими государствами следовало заключать для достижения своих целей Франции, австрийским и испанским Габсбургам в XVI и в XVII вв.
4. Проанализируйте причины и последствия Тридцатилетней войны. Удалось ли ей разрешить противоречия, её вызвавшие? Докажите свою точку зрения.
5. Используя дополнительные источники, выясните, почему европейские армии оказывались слабее османских.
6. Используя карту 4 (см. Приложение), ответьте, какие европейские государства должны были более других опасаться желания Франции расширить свои границы. Какие страны, исходя из своего географического положения, должны были стать союзниками в борьбе с турецкой угрозой?
7. Найдите на карте 4 (см. Приложение) страны, получившие признание своей независимости по итогам Тридцатилетней войны.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Тридцатилетняя война; 6) осада турками Вены; в) битва при Павии; г) Девятилетняя война; д) битва при Лепанто.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из завещания Филиппа IV Испанского. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Я прошу и поручаю моим преемникам, которые в свое время меня сменят, чтобы они правили, исходя из соображений скорее религии, чем политики. Тем самым они заставят Господа нашего Бога с особым вниманием относиться к ним и помогать им, откажутся на время от того, что им удобнее, ради служения и возвышения своей веры. Во всех важных вопросах, которые передо мной вставали, я считал, что лучше и уместнее оставить в стороне государственные интересы, чем хоть в малейшей степени проявить лицемерие в религиозных вопросах.
Проанализируйте внешнюю политику Испании. Чем, с вашей точки зрения, руководствовались испанские монархи: государственным интересом или религиозными ценностями? Обоснуйте свою точку зрения.