Параграф 13 учебник по истории нового времени Мединский, Чубарьян 7 класс

Учебник Всеобщая история. История нового времени. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 13 Сила и слабость Речи Посполитой

Почему в Речи Посполитой, в отличие от многих других государств Европы, королевская власть не смогла усилиться?

Докажите, что в Великом княжестве Литовском русское население играло важную роль.

Каковы основные отличительные черты польской шляхты?

Найдите в Интернете информацию о Кракове в раннее Новое время. Используя гравюру и другие найденные вами сведения, составьте рассказ о городе в XVI- XVII B.

В чём заключались последствия Люблинской унии для Польши и для Литвы?

Каковы были главные противники и союзники Речи Посполитой в XVI в.?

Вопросы и задания

1. В чём своеобразие положения польской шляхты по сравнению с дворянством других стран Европы?

2. Почему Реформация и Контрреформация в Польше не привели к религиозным войнам?

3. Чем отличались условия Люблинской унии от Кревской унии 1385 г.?

4. Как в XVI—XVII вв. складывались отношения Польского королевства и Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой с Россией?

работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) БресТ ская уния, б) пресечение в Польше династии Ягеллонов; в) Люблинская уния; г) победа Яна Собеского над турками под Хотином; д) Генриковы артикулы.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывки из Генриковых артикулов – условий, на которых французский принц Генрих (будущий король Франции Генрих III) был в 1573 г. признан королём Польши; ответьте на вопросы и выполните задания.

…Мы, Генрих, божьей милостью король польский… объявляем настоящей грамотой…

1. Что ни мы, ни наши потомки не должны при жизни назначать или выбирать короля и возводить на престол нашего преемника с тем, чтобы право свободного выбора нового короля навсегда… оставалось бы за коронными сословиями, за всей шляхтой…

3. …В отправлении посольств в другие страны, в приёме и выслушивании чужих посольств, в наборе или приглашении каких-либо войск и солдат мы и наши потомки не должны ничего предпринимать и делать без совета сената обоих народов…

4. О войне… мы ничего не должны решать без разрешения сейма…

5. Мы и наши потомки будем обязаны осуществлять оборону коронной границы двуединого народа от вторжения любого неприятеля за наш счёт…

7. …На каждом сейме следует назначать из числа сенаторов 16 человек… без которых ни мы, ни наши потомки не должны ничего предпринимать по текущим делам…

17. Специально оговариваем, что не будем вводить налогов и податей… без разрешения всех сословий на сейме…

1. Охарактеризуйте на основе источника, каким образом сейм и Сенат ограничивали власть короля.

2. Каковы, по-вашему, положительные и отрицательные черты описанного устройства власти? Как оно могло сказаться на дальнейших судьбах страны?

3. Как вы думаете, почему Генрих согласился стать королём на таких условиях? Была ли у него возможность, опираясь на каких-либо союзников внутри страны, стать королём на более благоприятных условиях? Если да, то какая? Если нет, то почему? При необходимости используйте для ответа дополнительные источники.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «шляхетская демократия». Как вы думаете, можно ли такую систему действительно считать демократией. Свой ответ обоснуйте.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему в Речи Посполитой, в отличие от многих других государств Европы, королевская власть не смогла усилиться?