§ 12 США: «дом, расколотый надвое»
Почему в США произошла Гражданская война?
В чём различие подходов Диккенса и Токвиля?
Используя дополнительные источники информации, выясните происхождение названия картины и объясните, что оно обозначает.
Какова роль фронтира вистории США?
Охарактеризуйте закон о переселении индейцев генерала Э. Джексона.
Охарактеризуйте доктрину Монро идоктрину «явного предначертания».
На основании выдержек из объявлений в американских газетах о поисках сбежавших рабов сделайте выводы об их положении в обществе Юга.
Почему конфликт между Севером и Югом не начался раньше?
Каковы причины Гражданской войны?
1. Выясните, какому событию посвящена марка, в чём его значение.
2. Что за высказывание на ней приведено? Кому оно принадлежит и в чём его смысл?
Вопросы и задания
1. Каким образом происходил территориальный рост США?
2. Почему сохранение рабства препятствовало прогрессу в экономике и политике? Дайте развёрнутый ответ.
3. Каковы причины Гражданской войны в США? Назовите её особенности и результаты.
4. Сравните особенности исторического развития США и европейских стран, например Англии и Франции. В чём вы видите черты сходства и различия в экономике, политике, социальных отношениях?
5. Увидев на рейде Нью-Йорка в 1863 г. российские корабли, американский морской министр записал в дневнике: «Господь, благослови русских!» Подготовьте презентацию, в которой выясните, как и почему они там оказались и прав ли был министр, оценивая это как поддержку.
6. Опираясь на карту 4 (Приложение), составьте хронологическую таблицу сражений с указанием исходов каждого из них.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) битва при Геттисберге; 2) доктрина Монро; 3) Миссурийский компромисс; 4) начало Гражданской войны; 5) покупка США Луизианы.
Работаем c ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из речи А. Линкольна в 1858 г. и из «Прокламации освобождения» А. Линкольна от 22 сентября 1862 г. и ответьте на вопросы.
Я заявляю, что я нс выступаю и никогда нс выступал за введение какой бы то ли было формы социального и политического равенства белой и чёрной рас, что я не выступаю и никогда нс выступал за предоставление неграм права становиться избирателями судьями или должностными линами, права на заключение брака с белыми тюльми и кроме того, я добавлю, что между черной и белой расами существуют физиологические различия, которые, по моему мнению, никогда нс позволят им сосуществовать в условиях социального и политического равенства. И поскольку такое сосуществование невозможно, а они тем не менее находятся рядом, должны сохраняться отношения высших и низших, и я… выступаю за то, что высшее положение должно принадлежать белой расе. В связи с этим я должен сказать, что нс считаю, что из-за превосходства белого человека негры должны быть лишены всею.
…В первый день января в год от Рождества Христова одна тысяча восемьсот шестьдесят третий все лица, содержащиеся как рабы на территории любого штата или определённой части штата, население которого находится в состоянии мятежа против Соединённых Штатов, отныне и навечно объявляются свободными… В указанный день первого января исполнительные власти определят специальной прокламацией штаты и. при наличии таковых, части штатов, население которых находится в состоянии мятежа против Соединённых Штатов.
1. Сравните два документа. Есть ли противоречия между ними?
2. Какими мотивами руководствовался А. Линкольн, освобождая рабов?
3. Означала ли «Прокламация» полную и повсеместную отмену рабства в США или преследовала конкретные политические цели?
Работаем с понятиями
Раскройте смысл понятия «гомстед-акт». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему в США произошла Гражданская война?