Параграф 11-12 учебник по истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

Учебник Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История средних веков

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 11–12. Англия, Франция и государства Пиренейского полуострова в XI — начале XIV в.

Какие насущные проблемы решали короли Англии, Франции и государств Пиренейского полуострова в XI — начале XIV в.?

1. Какие изменения произошли в Англии после Нормандского завоевания страны?

2. Какие реформы провёл Генрих ІІ Плантагенет? Какова была их цель?

1. Какой властью обладали первые представители королевской династии Капетингов?

2. Кто и почему был заинтересован в укреплении королевской власти во Франции?

Рассмотрите рисунок. Кто показан противостоящим королю, а кто – выступающим на стороне короля?

1. В чём заключалась причина конфликта между Платагенетами и французскими королями?

2. Что такое парламент? Кот входил в его состав?

1. С именами каких французских королей связана централизация власти в стране?

2. Как были устроены Генеральные штаты во Франции?

1. Что такое Реконкиста?

2. Как назывались и когда были впервые созваны сословно-представительные органы на Пиренейском полуострове?

3. Покажите на карте 11 (см. Приложение) христианские и мусульманские государства, противостоявшие друг другу в ходе Реконкисты. Когда и где состоялись крупнейшие сражения?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. События в какой стране на ней изображены? Как показаны различия сословий, заседавших в Генеральных штатах?

2. Сравните реформы Генриха II Плантагенета и Людовика IX Святого. Что общего было в деятельности этих королей?

3. Почему возник конфликт у Генриха II Плантагенета и Филиппа IV Красивого с католической Церковью? Кто вышел победителем в этом конфликте в Англии и во Франции?

4. В каких условиях происходило усиление королевской власти в государствах Пиренейского полуострова?

5. Что общего было у Реконкисты и Крестовых походов? Чем они различались?

6. Составьте схемы устройства английского парламента и Генеральных штатов.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите события в хронологическом порядке: подписание Великой хартии вольностей; созыв Генеральных штатов; созыв кортесов в королевстве Леон; созыв первого парламента в Англии.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте статьи из Великой хартии вольностей и ответьте на вопросы.

Во-первых, дали мы перед Богом своё согласие и настоящей хартией нашей подтверждаем на и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными…

Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего…

И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи…

Ни один свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишён владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обезволен, и мы не пойдём на него и не пошлём на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны.

1. Права каких сословий гарантировала Великая хартия вольностей? В чём заключались эти права?

2*. Как вы думаете, о каком «свободном человеке» идёт речь в статье 39? Обоснуйте своё мнение.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие насущные проблемы решали короли Англии, Франции и государств Пиренейского полуострова в XI — начале XIV в.?