§ 10 От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии
Почему Германии и Италии долго не удавалось достичь национального объединения?
Как изменилась политическая карта германских земель?
Каковы причины укрепления Пруссии?
Какой немецкий национальный символ вы можете обнаружить на этой иллюстрации?
За что выступали участники национальных и либеральных движений?
Картина высотой около 5 м была размещена в зале заседаний франкфуртского Национального собрания в церкви Святого Павла. Что, обращая внимание на детали, вы можете сказать об этом произведении?
О каком «листе бумаги» говорил король за год до начала революции? Изменилась ли его позиция в её ходе и в результате?
Какие пути объединения Германии существовали?
Как выглядела географическая карта Италии?
Какие цели ставили перед собой итальянские патриоты?
Какое влияние оказали революции 1848 г. в Европе на Италию?
Используя дополнительную литературу, узнайте, какая техническая новинка впервые была применена в ходе бомбардировки австрийцами Венеции в 1849 г., о чём свидетельствует литография.
Вопросы и задания
1. Какие особенности развития Италии к началу XIX в. вы можете выделить?
2. Что способствовало, а что мешало экономическому развитию Германии?
3. Чем различались взгляды «великогерманцев» и «малогерманцев»?
4. Сравните революции 1848 г. в Германии и Италии. Какие цели ставила каждая страна, на какие слои опиралась? Перечислите причины поражения революций.
5. В одном из городов России есть памятник Дж. Гарибальди. Выясните, в каком городе он находится. Обратитесь к мемуарам Гарибальди и выясните, почему этот город сыграл переломную роль в его судьбе. Результат оформите в виде презентации Обсудите её с одноклассниками.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Таможенного союза в Германии; 2) Вартбургское празднество; 3) создание «Молодой Италии»; 4) поражение Венецианской республики; 5) образование Германского союза.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте фрагмент из «Речей к немецкой нации» И. Фихте 1807—1808 гг. и ответьте на вопросы.
Наши самые древние общие предки… прозванные римлянами германцами, смело воспротивились навязчивому стремлению римлян к мировому господству… Зачем же они в течение нескольких поколений вели кровавую, всё время с новой силой разгоравшуюся войну?.. Для того чтобы оставаться немцами, им нужна была свобода им необходимо было продолжать самим и изначально вершить свои дела согласно своему собственному духу, а также согласно ему двигаться вперёд в своём развитии и передать эту самостоятельность своим потомкам. Для них все те плоды, которые им предлагали римляне, были рабством, потому что тогда они должны были бы стать чем-то иным, чем немцы, наполовину римлянами. Само собой ясно, что они предполагали, что каждый скорее умрёт, чем станет этим, и что истинный немец может хотеть жить только для того, чтобы быть и оставаться немцем, и своих земляков делать такими же.
Они погибли не все, они не видели рабства, они передали свободу своим детям. Мы, ближайшие наследники их земли, их языка и их умонастроения, благодарны им за то, что мы — немцы.
1. Какую мысль хотел донести до своих современников Фихте, говоря об отношениях римлян и древних германцев?
2. Какое понимание свободы он предлагает? К чему побуждает слушателей?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «карбонарии». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его Двумя-тремя аргументами. Почему Германии и Италии долго не удавалось достичь национального объединения?