Занятие 8: Какие деньги были раньше в России, страница 26 – 29

Поделиться решением

Рома читал сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок», и его заинтересовал эпизод,
в котором Иван продавал коней:
“Эта пара, царь, моя,
И хозяин – тоже я”. –
“Ну, я пару покупаю!
Продаёшь ты?” – “Нет, меняю”. “Что в промен берёшь добра?”
“Два-пять шапок серебра”.
“То есть, это будет десять” Царь тотчас велел отвесить
И, по милости своей,
Дал в прибавок пять рублей.

Что значит «два-пять шапок серебра»? – спросил мальчик у папы. – И почему только пять рублей? Ведь этихденег очень мало?

Задание 1

Папа сказал:
– Чтобы ответить на твои вопросы, предлагаю совершить путешествие в прошлое по ленте времени, начиная с давних времён.
Сначала у наших предков своих монет не было, а деньгами служили меховые шкурки.
Русская пушнина высоко ценилась. Она была тёплая, мягкая, красивая, а зимы • были холодными, и тёплые меховые шкурки были всем нужны. Добыть на охоте быстрого и ловкого зверька не так-то просто- ведь ружей тогда ещё не было.
Золота, серебра или меди, из которых можно делать монеты, было и вовсемало,
поэтому стали использовать вместо денег шкурки соболя, лисы, куницы или белки. Самыми дорогими в Древней Руси были шкурки соболя, самыми дешёвыми – шкурки белки, а самыми популярными- шкурки куницы. Мех был достаточнотёплым, красивым и неочень дорогим. Одна шкурка куницы называлась «куна».
О Деньгамислужили шкуры белки, соболя, куницы. Почему именно этих животных? Подчеркни ответ в тексте.
О Выпиши опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос: почему наши предки сталииспользовать вместо денег шкурки соболя, лисы, куницы или белки?

Что такое «куна»? Напиши объяснение, используя текст.
• Как ты думаешь, какие недостатки были у «меховых» денег? Почему обмен на такие деньги часто был неудобен? Устно обоснуй свой ответ.
О Определи тему текста.
• Определи главнуюм ы с л ь текста.
о Составь план текста.
В дальнейшем куной стали называть не только шкурку куницы. Определи лексическое значение слова «куна» с помощью Википедии.

– Память о меховых деньгах осталась у нас до сих пор. По наиболее распростра- нённой версии, слово «срок» происходит от понятия «связка меховых шкурок». Связка из 40 шкурок представляла собой единицу меры, торговли и хранения этих шкурок, так как ровно 40 собольих шкурок требовалось для шитья одной собольей шубы.

Задание 2

Папа сказал:
– Затем на Руси появились иностранные серебряные монеты. В основном это были арабские дирхемы.
О Определи лексическое значение слова «дирхем» с помощью Википедии. А сколько шкурок животных давали за 1дирхем? – поинтересовался Рома.
– За одну такую монету давали одну шкурку куницы или пять беличьих. – Что делали с полученными монетами?
– Часть вырученных монет шла на оплату заморских товаров, а другую часть пере- плавляли и делали серебряные украшения, которые надевали на шею.
Шея на древнерусском языке – грива. Поэтому украшения стали называть гривной.
Потом гривной стали называть уже не шейное украшение из монет, а целые слитки серебра.
Их отливали в виде брусков из расплавленного серебра.
Эти серебряные палочки массой 204 грамма стали новыми деньгами. Весила такая палочка немного, ностоила очень дорого. За неё давали 200 беличьих шкурок!

Почему гривны были дорогими?Подчеркни ответ в тексте.
– А если товар стоил половину гривны? Как давали сдачу? – спросил Рома.
– Сдачу не давали. Приходилось гривну рубить пополам и одну часть отдавать. Отрубленные половинки гривны потом стали называть рублями. Это было околс
тысяч лет назад.
Родиной первого рубля считают средневековый Новгород.
Нов то время рубль ещё не был монетой, скорее он представ-
лял собой обрубок гривны, то есть серебряного слитка. Лишьпри Петре Первом впервыепоявилась монетарубль.
Рубль был серебряным и равнялся 100 копейкам.
При Петре Первом появились и серебряные монеты номиналом 10 копеек, 25 ко-
пеек и 50 копеек. В одном рубле было 100 копеек – легко и удобно. 50 копеек составляли полтину, 10 – гривенник, 5- пятак, 3- алтын, 2- грош. Полкопейки называли денежкой. А половину денежки – полушкой.Рассмотри рисунки монет, подпиши их названия и укажи их номинал.Выпиши из текста названия монет и запиши их в порядке возрастания.

Задание 3

– Вернёмся по ленте времени во времена правления князя Владимира Красное
Солнышко.
Князь Владимир захотел чеканить собственные монеты по подобию иностранных.
На них изображали портрет великого князя Киевского и трезубец – герб Киевской Руси.
Монеты, которые чеканили из золота, называли златниками; а монеты из серебра – 29 сребрениками.
• Подпиши названия монет.
о Почему д л я изготовления монет использовали золото и серебро? Объясни устно.
о Вспомни строки из сказки. Подумай, много ли денег заплатил царь за коней.