Занятие 5 – 6: Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы, страница 16 – 21

Поделиться решением

Рома прочитал отрывок из сказки А.С. Пушкина:
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
«А что такое сени?» – подумал мальчик и пошёл к своей любимой бабушке

Задание 1

– Посмотри в словаре, Рома, – сказала бабушка.
О Определи лексическое значение слова «сени».
О Напиши название словаря, которым ты пользовался (лась).

Задание 2

Садись, Рома. Расскажу тебе о внутреннем убранстве русской избы и о предметах 16
её обихода.
Перенесёмся мы с тобой лет так на 200 назад. Визбу входили кланяясь.Дверь была низкой, а порог высоким. Как ты думаешь, почему?
– Что мы видим в избе? Обычно в ней была всего одна комната, и называлась она горницей. В комнате этой размещалась вся большая семья. Прихожую в избе назы- вали сени.
Первое, что бросается в глаза в горни- це, это белокаменная печь. Без неё изба не изба. Печь – это сердце дома.

Для чего нужна была печь?Что готовили обычно в печи хозяюшки на Руси?
– Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело -это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью.
Чугунок или горшок – специальная посуда для печи, в которой готовили еду. Чугу- нок ставили в печь, и там при температуре 200 градусов шёл процесс приготовления. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна – особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
А чтобы достать раскалённый чугунок из печи, требовался специальный инструмент – ухват.
При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их
оттуда. Перед посадкой хлебов в печь, кочергой (кочерга- это длинный, толстый же- лезный прут с загнутым под прямым углом концом) очищали от угля и золы п о д печи (под – это нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова).
Около печи стояло п о м е л – палка с привязанным к ней на конце пучком хвойных
веток, мочала, тряпок и т.п. для обметания, прочищения (печей, дымоходов). Помело предназначалось исключительно для печи. Употреблятьего для каких-то других целей
строго запрещалось.

Подпиши названия предметов печной утвари.

Проведи линии отназваний к рисункам печной утвари.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую выреза-
ли из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Задание 3

Рома, а ты знаешь, где располагался красный угол? Его ещё в народе называли большим, святым. Это было самое почетное место, духовный центр дома.
Красный угол – это место напротив дверей, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами.
Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен – полки, где были разложены вещи хозяев избы.
Как ты понимаешь выражение «духовный центр дома»?

Задание 4

– Какую работу выполняли женщины в доме, кроме того, что готовили еду? – поин- тересовался Рома.
– Кроме приготовления еды, женщины вд о м е ткали, пряли, шили, стирали, гладили.
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан- кросно, на нём
женщины ткали. Его отдельныедетали не- редко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Ткали не только ковры, но и дорожки, половики. Простые половички стелили на полу. Красивыми и нарядными половичками накрывали лавки, скамейки, сундуки.

Определи лексическое значение слова «половик»

Напиши название словаря, которым ты пользовался (лась).

– Прялку и веретено использовали для того, чтобы из шерсти домашних животных
изготовить нить. Из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
О Впиши в рамки числа в соответствии с верным толкованием лексического
значения слова.Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.
Веретено- это ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённы- ми концами и утолщением посередине.
Ручная прялка – это прялка, состоящая
из вертикальной части, куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, г д е сидит пряха.Самопрялка – это прялка с ножным приводом, с помощью которого она приводилась в действие. Самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить.

Задание 5

– Какие ещё предметы быта можно увидеть в крестьянской избе? – поинтересовался Рома.
– Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливав-
шейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
О Прочитай сведения о некоторых предметах и опиши назначение остальных.
Электричества раньше не было. Утюг на- гревали на печи или клали в него раскалённый уголь. Горячий и тяжёлый утюг отлично разгла- живал одежду и скатерти.
Рубель – предмет домашнего быта, который в стари- ну русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из де- рева твёрдых пород с ручкой на одном конце.
На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставаласьгладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.

Ступа и пест – приспособления д л я растирания и размельчения
различного рода продуктов: соли, перца, чеснока, мака. В русских деревнях использовались в основном деревянные ступки. Метал- лические ступки были распространены в городах, а также в богатых
семьях крестьян.На Руси для сундуков находили самое разное, порой необыч- ное применение. Существовали сундуки перовые, столовые, хол- стевые- из названий понятно, что в них хранили.
Серп – это инструмент д л я работы на поле, изготовлен- ный из крепкого материала (бронзы, железа) и используемый для срезания трав.
Квашня – деревянная кадушка для замеши- вания теста. Замешивали или, как говорили в старину, затворяли тесто, а затем квасили в дол- блёной кадке – квашне. Ушаты и лохани – это

Задание 6

Составь план, по которому ты будешь рассказывать орусской избе.

Подумай и запиши по каждому пункту плана кратко основные мысли высту- пления. Это позволит тебе выделить наиболее важные мысли и получить сокращён- ный вариант выступления.