Мама собралась в магазин, и бабушка попросила её купить белокочанной и цвет- ной капусты. Рома задумался: «Разве капуста бывает цветной? Жёлтой или красной?»
• Мальчик решил узнать об этом в своей любимой энциклопедии.
Задание 1.
В книге Рома увидел рисунок капусты, очень удивился и спросил у бабушки:
– Почему цветнуюкапусту, которая совсем не цветная, а белая, называют цветной? – Дело не в цвете, – сказала бабушка. – Цвет тут не при
чём. В отличие от капусты обычной, где мы едим кочан, у цветной капусты кочана нет, вместо него у неё – мелкие со-
цветия, цветки, которые мы и употребляем в пищу. «Цветная» в данном случае означает цветок, а совсем не цвет, как дума- ют многие.
Бабушка положила на стол цветную капусту и срезала соцветие.
– Цветная капуста – съедобное растение семейства капустных или крестоцветных. Вдиком виде она не встречается, поэтому принято считать её культивированной.
Цветную капусту можно есть в любом виде – свежем,, тушёном, отварном, жареном, маринованном и квашеном. Главное – не подвергать её слишком длительной термической обработке.
Как ты думаешь, почему?
Задание 2.
– А какой самый распространённый сорт капусты? – спросил Рома.
– Капуста белокочанная, – бабушка показала Роме капусту. – Это двухлетнее рас-
тение. В северных районах, весной, когда на улице тепло, в грунт высаживают рассаду. В первый год у капусты вырастает укороченный стебель, его называют кочерыгой, вокруг него образуются широкие листья- «сто одежек»,- собранные в кочан.
– А почему говорят «кочан»? Что такое кочан?
– Кочан – это разросшаяся верхушечная почка. Образуется в результате быстрого
формирования новых листьев и медленного роста кочерыги (укороченного стебля). о Подчеркни в тексте, что такое «кочан».
На какие части растения указывают стрелки? Впиши.
Бабушка разрезала кочан капусты. Рома стал более подробно рассматривать стро- ение капусты.
– Смотри, Рома, это наружныелистья, они зелёные. В них образуются питательные вещества. Внутренние листья – белые. В них накапливаются питательные вещества. Это кочерыга – стебель капусты. А это верхушечная почка. Между листьями тоже расположе- ны пазушные почки около стебля.
О Подпиши части капусты. Продолжи рисовать пазушные почки между листьями.
Задание 3.
– Аг д е находятся семена у капусты?- спросил Рома.
– Кочан – это не плод капусты, в нём нет семян. Чтобы получить капустные семена, осенью выкапывают капустную кочерыгу с корнем. Зимой хранят её в прохладном месте, а весной высаживают в грунт. Из почек кочерыги развивают- ся высокие стебли, на них появляются кисти жёлтых цветов. Осенью из цветов образуются плоды – стручки с мелкими круглыми семенами.
, ds
О Подумай, почему капуста относится к семейству крестоцветных.
Задание 4.
Из энциклопедии Рома узнал, что человек начал выращивать капусту более 4000
лет назад. Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели спо- соб её заквашивания.
Сейчас известно около 100 разновидностей капусты. Он выписал несколько предложений.
Родоначальник культурных сортов капусты – капуста дикая (1) – в наше время растёт по берегам Средиземного моря. Это небольшое растение свысоким стеблем округлыми листьями, не образующими кочана.
Именно от неё произошли капуста белокочанная (2) и цветнаякапуста (3).
На цветную капусту похожа капуста под названием брокколи (4). Она тоже пред-
ставляет собой соцветия, но окрашенные в зелёный цвет.
Пекинская капуста (5) имеет продолговатую, вытянутую форму с нежными зелё- ными листьями. Из этих листьев готовят салаты, используют ихдля украшения блюд. Брюссельская капуста (6) представляет собой стебель высотой больше 50 см с
зелёными листьями, в пазухах которых формируются маленькие кочаны.
Авот вид кольраби (7) совсем не похож на капусту. Этот овощ, скорее, похож на свёклу. Он представляет собой корнеплод, из которого растутстебельки с листьями. Савойская капуста (8) напоминает белокочанную. Но у савойской капусты кочаны более рыхлые, а листики имеют гофрированную, сетчатую поверхность. Она исполь- зуется для декоративных целей.
easi
О Запиши под каждым рисунком название капусты и номер, которым она обо- значена в тексте.
Задание 5.
– А этокраснокочанная капуста, – сказала бабушка. –
Внешне она очень похожа на белокочанную, отличается только цветом листьев. Листья у этого вида окрашены в красный, фиолетовый цвет и подходит для салатов.
Подошла мама и предложила провести интересные эксперименты с краснокочанной
капустой.
1. Рома с мамой порезали краснокочанную капусту на кусочки
и залили её кипятком.
2. Когда отвар остыл, процедили его через сито.
3. Разлили его по 3 стаканам.
4. В первый стакан с капустным настоем мама добавила лимонную кислоту, во вто-
рой стакан – пищевую соду, в 3 стакан – нашатырный спирт, в 4 стакан – газированной воды.
ОКакого цвета стал настой в каждом стакане? Раскрась рисунки.Краснокочанная капуста содержит особые вещества – «антоцианы», которые от- вечают за окраску и по своей сути являются индикаторами кислотности, то есть спо-
собны изменять цвет в зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую, ще- лочную или нейтральную.
• Проведи опыты с предметами бытовой химии, которые можно найти дома (стиральный порошок, «Крот», «Доместос» и др.),поэкспериментируй с ними. Впиши в табличку название средства и закрась стакан. Добавляй только одну каплю!