Рома прочитал в книге:
Занятие 13 Лук
•…
Лук — это одно из самых популярных и очень древних овощных растений. Его выращивают уже более пяти тысяч лет. Возделывание лука началось в Древнем Китае, затем он попал вИндию и Египет.
На Русь, по мнению большинства исследовате-
лей, лук попал с берегов Дуная, где первоначально жили русские славяне, торговавшие с болгарами и византийскими греками.
B XXII-XXIII веках окрепли связи древнерусско- го государства — Киевской Руси — с южными и за-
падными славянами, Византией, Западной Евро- пой, народами Кавказа и Средней Азии, откуда и завозились новые сорта лука, распространившиеся по всей Руси.
•0•0• Рома поспешил к своей бабушке.

Задание 1.
— Бабушка, — сказал Рома, — считается, что видов этого
растения 500-600. И все они объединяются в один род, кото- рый ботаники называют лук. Лук репчатый является самым рас-
пространённым среди луковых овощей. А почему лук называют репчатым?
— Потому что луковица очень напоминает по форме репку. Как бы ни выглядело растение этого семейства, от других его всегда отличит одна особенность — сильный луковый аромат.
Бабушка взяла луковицу и разрезала её вдоль. Рома почувствовал знакомый запах лука: все части этого растения имеют специфический острый вкус и запах, которые опре- деляются наличием в нём эфирных масел.
— Посмотри, луковица состоит из донца, от которого вниз отходят корешки, а кверху растут утолщённые мясистые чешуи — видоизмененные листья, в которых отложены пи- тательные вещества. Усозревших луковиц наружные чешуи высыхают, образуя рубашку, переходящую вверху в подсохшую шейку. Сухие чешуи (рубашка) предохраняют луко- вицу от испарения влаги и от проникновения внутрь микроорганизмов. Внутри луковицы есть зелёные почки-детки.
Подпиши части луковицы.
Задание 2.
— Внутрилука есть почки-детки. Значит, луковицу можно прорастить? — спросил Рома. -Есть два способа, спомощью которых можно прорастить зелёный лук зимой на по-
доконнике — на воде ин а субстрате.
Субстрат — это своего рода почва, в которую укореняется репка лука. Косновным и наиболее популярным видам субстрата относятся: огородная земля, рассыпчатый компост или перегной, а также опилки.
Рассмотри рисунки и подпиши способы выращивания лука.
Задание 3.
Бабушка сказала:
— Лук — это многолетнее растение, — и показала Роме маленькие чёрные семена.
Эти семена мыпосадим с тобой весной, чтобы получить лук-севок. Мальчик стал записывать порядок выращивания лука.
оЧто записал Рома?
Если маленькие чёрные семена лука, так называемую «чернушку», весной посе- ять, то к осени можнобудет собрать урожай мелких луковок. Это и есть севок.
— А это лук-севок, который мы собрали в августе прошлого года. Весной мы с тобой поса- дим его, чтобы вырастить большие головки лука. У нас получится лук-репка.
О Что записал Рома?
А как получить семена чернушки?
— Чтобы получить чернушку, нужно выбрать несколько
крепких, здоровых головок и посадить в грунт. Впоследствии из них можно будет собрать семена.
Цветочная стрелка лука заканчивается соцветием- зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плоды-коробочки содержат до шести чёрных трёхгранных семян.
О Что записал Рома?
Укажи на рисунке этапы выращивания лука и обозначь их числами 1, 2, 3.
О Дополни схему «Этапы выращивания лука».

адание 4.
Рома решил вырастить зимой лук на подоконнике на перо и использовать при этом
два способа.
Высокая ёмкость не нужна, ведь воды нужно немного: её уровень должен дохо- дитьвсегодотретивысотылуковиц.
О Приготовь две луковицы и посади одну в землю, а вторую — в воду. Заполни
таблицу.
Определи минимальный период времени, кото- рый необходим, чтобы вырастить лук на перо на подоконнике.
С древних времён люди заметили, что лук обладает полезными свойствами, за- щищает от болезней, увеличивает силу и смелость.
В 150 граммах лука содержится суточная норма витаминов А и С, пятая часть су- точной нормы кальция и калия. Данные компоненты улучшают работу здорового серд-
ца, а также укрепляют костную систему.
Стоит отметить, что в репчатом луке содержится много сахара. Этого компонента в данном продукте больше, чем в яблоках и грушах.

