Введение и параграф 1-2 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Чем российские города, построенные в XVIII в., отличались от городов, возникших ранее?

О чём свидетельствовало посещение учёного главой государства?

Что такое империя? Чем империя отличается от обычного государства?

 Какие государства считались империями в начале XVIII в.? 

Какие изменения во внутренней жизни и международном положении России произошли в период правления Петра I?

Каковы были причины и последствия борьбы за власть в конце XVII в.?

Вспомните, при каком юном правителе России власть также находилась в руках регентши.

При возможности посетите живое представление или найдите в Интернете запись оперы М. Мусоргского «Хованщина». Как вы думаете, почему композитор определил жанр этой оперы как «народная музыкальная драма»?

На основе дополнительных материалов кратко расскажите о судьбе братьев Лихудов в России.

Почему, по вашему мнению, царевне Софье не удалось закрепиться во власти?

Можно ли считать, что поэт воспринимал Петра І именно как «революционера на троне»? Своё мнение поясните словами из поэмы.

Объясните слова историка.

В чём состояло главное отличие реформ Петра I от реформ его предшественников?

Вопросы и задания

1. Каковы были причины Стрелецкого бунта? Можно ли было, по вашему мнению, предотвратить его?

2. Как царевне Софье удалось в 1682 г. упрочить свою власть? Каковы могли бы быть последствия сохранения и усиления позиций стрельцов? Своё мнение аргументируйте.

3. Назовите основные достижения правительства царевны Софьи – В. Голицына. Какие из них представляются вам наиболее важными? Объясните своё мнение.

4. Почему и как произошло свержение царевны Софьи?

5. Объясните, почему считается, что реформы Петра I были подготовлены предыдущим развитием России.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) второй Крымский поход; 2) Стрелецкий бунт; 3) провозглашение царём Петра I; 4) создание Славяно-греко-латинской академии; 5) свержение царевны Софьи.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Подённой записи очевидца Московского восстания» и выполните задание.

И мая в 15 день в 11 часу дня собрався они, стрельцы всех приказов, с ружьём: с копьи и с мушкеты, з бердыши, с пушки и, засфетя фитили, ударили в барабаны и били в колокола у своих приходских церквей и в большой городовой набатной ко-локол. И ходили в Кремль стройством з знамёны, и пришли в Кремль на Красное крыльцо и на иные крыльца, и в царёвы палаты, и теремы, и переходы. И ис царё-вых палат царь Пётр Алексеевич вышел з бояры, и они, стрельцы, прошали (требо-вали выдачи. – Прим. авт.) изменников бояр. А в царских хоромах по всем ходили невежливо с ружьём и искали бояр казнить. И у святейшего патриарха в Крестовой палате, и в ыных в палатах во всех, и во всём дому с ружьём ходили, и бояр искали ж, и святейшего патриарха про бояр с невежеством спрашивали, и дверь у палат вы-рубили…

А им, стрельцом и солдатом, выдали великое денежное жалованье…

Используя источник, опишите события 15 мая 1682 г. в Москве.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните происхождение и смысл понятия «хованщина».

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы были причины и последствия борьбы за власть в конце XVII в.?