Чем российские города, построенные в XVIII в., отличались от городов, возникших ранее?
О чём свидетельствовало посещение учёного главой государства?
Что такое империя? Чем империя отличается от обычного государства?
Какие государства считались империями в начале XVIII в.?
Какие изменения во внутренней жизни и международном положении России произошли в период правления Петра I?
Каковы были причины и последствия борьбы за власть в конце XVII в.?
Вспомните, при каком юном правителе России власть также находилась в руках регентши.
При возможности посетите живое представление или найдите в Интернете запись оперы М. Мусоргского «Хованщина». Как вы думаете, почему композитор определил жанр этой оперы как «народная музыкальная драма»?
На основе дополнительных материалов кратко расскажите о судьбе братьев Лихудов в России.
Почему, по вашему мнению, царевне Софье не удалось закрепиться во власти?
Можно ли считать, что поэт воспринимал Петра І именно как «революционера на троне»? Своё мнение поясните словами из поэмы.
Объясните слова историка.
В чём состояло главное отличие реформ Петра I от реформ его предшественников?
Вопросы и задания
1. Каковы были причины Стрелецкого бунта? Можно ли было, по вашему мнению, предотвратить его?
2. Как царевне Софье удалось в 1682 г. упрочить свою власть? Каковы могли бы быть последствия сохранения и усиления позиций стрельцов? Своё мнение аргументируйте.
3. Назовите основные достижения правительства царевны Софьи – В. Голицына. Какие из них представляются вам наиболее важными? Объясните своё мнение.
4. Почему и как произошло свержение царевны Софьи?
5. Объясните, почему считается, что реформы Петра I были подготовлены предыдущим развитием России.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) второй Крымский поход; 2) Стрелецкий бунт; 3) провозглашение царём Петра I; 4) создание Славяно-греко-латинской академии; 5) свержение царевны Софьи.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Подённой записи очевидца Московского восстания» и выполните задание.
И мая в 15 день в 11 часу дня собрався они, стрельцы всех приказов, с ружьём: с копьи и с мушкеты, з бердыши, с пушки и, засфетя фитили, ударили в барабаны и били в колокола у своих приходских церквей и в большой городовой набатной ко-локол. И ходили в Кремль стройством з знамёны, и пришли в Кремль на Красное крыльцо и на иные крыльца, и в царёвы палаты, и теремы, и переходы. И ис царё-вых палат царь Пётр Алексеевич вышел з бояры, и они, стрельцы, прошали (требо-вали выдачи. – Прим. авт.) изменников бояр. А в царских хоромах по всем ходили невежливо с ружьём и искали бояр казнить. И у святейшего патриарха в Крестовой палате, и в ыных в палатах во всех, и во всём дому с ружьём ходили, и бояр искали ж, и святейшего патриарха про бояр с невежеством спрашивали, и дверь у палат вы-рубили…
А им, стрельцом и солдатом, выдали великое денежное жалованье…
Используя источник, опишите события 15 мая 1682 г. в Москве.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните происхождение и смысл понятия «хованщина».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы были причины и последствия борьбы за власть в конце XVII в.?