1. Прочитайте эпиграф к главе, при необходимости выясните с помощью ресурсов Интернета значение неизвестных вам слов. Какие важные черты периода позднего Средневековья отмечает автор?
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Какие признаки нового общества на ней изображены?
3. Как и почему после «Чёрной смерти» изменились отношения между крестьянами и сеньорами?
4. Выявите черты сходства и различия Жакерии и восстания Уота Тайлера.
5. Какое событие в истории Столетней войны следует считать переломным и почему?
6. Почему гуситы так успешно воевали с крестоносцами?
7. Выделите общие черты в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине XV в.
8. Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришёл на помощь Византии?
9. С помощью дополнительной литературы выясните, что понимается под гуманизмом в наши дни. Что здесь общего с гуманизмом эпохи Возрождения и в чём разница?
10. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и определите, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. «Чёрная смерть»: эпидемия и общество.
При подготовке проекта выясните, как эпидемия чумы повлияла на развитие Западной Европы. Выделите изменения, которые произошли в хозяйственной и общественной жизни европейцев после эпидемии «Чёрной смерти».
2. «Византия после Византии».
Расскажите о достижениях науки и культуры Византийской империи в XIV—XV вв. Выясните, какое влияние поздневизантийская культура оказала на разные страны.
3. Средневековые изобретения, изменившие Европу.
При подготовке проекта найдите информацию об открытиях и изобретениях, сделанных европейцами в XIV—XV вв. Как эти новшества изменили военное дело, хозяйственную и культурную жизнь Европы?
4. Деятель культуры Раннего Возрождения.
Изложите биографию одного из деятелей культуры Раннего Возрождения: Данте, Петрарки, Брунеллески, Донателло, Боттичелли. Выясните, что сделало бессмертным имя выбранного вами деятеля культуры.