1. Сформулируйте главную особенность культурного пространства Российской империи второй половины XIX в., которая, по вашему мнению, является наиболее важ-ной.
2. Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине
XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите в тетради цифры, под которыми они указаны.
1) Балет «Лебединое озеро».
2) Роман «Евгений Онегин».
3. Соотнесите имя деятеля культуры с его изображением на с. 232. Ответы запишите в таблице в тетради.
Имена:
1) П. Чайковский; 2) А. Чехов; 3) Ф. Достоевский; 4) Л. Толстой; 5) А. Островский.
4. Соотнесите название произведения с именем его автора. Ответы запишите в таблице в тетради.
Названия
А) Роман «Отцы и дети»
Б) Роман «Обломов»
В) Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Г) Роман •История одного города»
Авторы
1) М. Салтыков-Щедрин
2) Н. Чернышевский
3) Н. Некрасов
4) И. Тургенев
5) И. Гончаров
5. Рассмотрите изображение на с. 233 и выберите верные суждения. Укажите их порядковые номера в тетради.
1) Марка посвящена русскому учёному, прославившемуся работами в области медицины. 2) Марка посвящена открытию в области химии. 3) На марке изображён учёный, получивший Нобелевскую премию. 4) Учёный, изображённый на марке, занимался также вопросами демографии (народонаселения). 5) На марке изображён путешественник, исследовавший Уссурийский край, Монголию, Китай и Среднюю Азию.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В каких условиях развивались российская культура и наука во второй половине XIX в. и как это отразилось на их достижениях?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. Российская наука второй половины XIX в. Российские учёные и изобретатели второй половины XIX в. сделали весомый вклад в мировой научно-технический прогресс. Без некоторых их открытий и изобретений сегодня невозможно представить нашу жизнь. Какие имена прославили отечественную науку? В чём была важность их работ (изобретений)? Как их работы (изобретения) повлияли на дальнейшее развитие научно-
2. Н. Миклухо-Маклай: «человек с Луны». Н. Миклухо-Маклай прославился тем, что опроверг «научный расизм» и хотел основать на Новой Гвинее русскую колонию. Л. Н. Толстой говорил: «…вы первый несомненно доказали, что человек везде человек, т. е. доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой». Исследованием каких территорий прославился Н. Миклухо-Маклай? Какими методами он взаимодействовал с местным населением? Почему местные жители прозвали его «человеком с Луны»? В чём заслуга этого путешественника и исследователя? Почему в 1996 г. (в ознаменование 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая) ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира?
3. Самый исполняемый композитор в мире. П. Чайковский — самый известный русский композитор и один из самых прославленных композиторов в мире. По данным ЮНЕСКО, каждые 6 минут в каком-нибудь уголке планеты звучит его музыка.
Чайковский творил в разных музыкальных жанрах, привнося в них что-то новое.
Какие музыкальные произведения композитора принесли ему славу? В чём их популярность? Какой вклад в развитие мирового музыкального искусства внёс П. Чайковский?