- К каким десятилетиям XIX в. может относиться высказывание С. Родса в начале главы? В чём Родс видел угрозу социальных конфликтов?
Какие ещё доводы он приводил в пользу империализма?
Какие причины колониальной активности стран Запада, указанные в главе, можно связать с его словами?
2. Внимательно рассмотрите изображение в начале главы. Определите, какая фигура какой стране соответствует. Соотнесите страны и колонии, которые достаются каждой из стран. На плакате написано: «Социал-демократия против мировой политики, против колоний, армии и флота». Как художник смог донести ту же мысль? Заокеанский мир показан в виде пирога, в котором почти не осталось неразрезанных кусков. Какая мысль за этим стоит? Как она влияла на характер колониальной политики ведущих западных государств?
3. Что общего было в политике европейских держав в азиатских странах?
4. В чём проявлялся кризис Османской империи и с чем он был связан? Какие попытки предпринимали правители империи для выхода из него?
5. Сравните политическую и экономическую роль колоний в XVII-XVIII в. и в XIX в.
6. Сравните причины и цели народных восстаний и революций в странах Азии. Какие общие черты иособенностиможно выделить?
7. Сравните формы и методы колониального владычества вазиатских странах и Африке. Выделите черты сходства и различия.
8. Используя текст главы и учебник по отечественной истории, сравните мотивы и цели азиатской политики России и Великобритании.
9. Как вы думаете, почему Росия не участвовала в колониальной экспанси в Африке?
10. Порассуждайте об отрицательных и возможных положительных сторонах европейского преобладания в Азии. Какой общий вывод можно сделать?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. Используя атласы и дополнительные источники информации, подготовьте проект на тему «Формирование политической карты Африки». При защите проектов обсудите в классе вопрос: как, когда и под влиянием каких причин проводились границы между отдельными государствами и колониями? Сравните карту этих регионов в 1914 г. и в настоящее время.
2. Напишите доклад о Сунь Ятсене. Представьте его перед одноклассниками, обсудите в классе основные положения доклада.