1. Прочитайте эпиграф к главе. Как вы понимаете мысль автора, что, даже если европейцы прямо не вмешивались в дела той или иной страны, их присутствие рядом влияло на ситуацию? Согласны ли вы с ней? Если нет, то почему? Если да, то приведите конкретные аргументы в её пользу из истории разных стран Востока.
2. Рассмотрите иллюстрацию к главе. Почему вопрос об отношениях между разными религиями был важен для Акбара? О чём говорит присутствие двух иезуитов?
3. Что объединяет «пороховые империи» и какие черты отличают их друг от друга?
4. Каковы общие черты в организации власти правителей разных стран Востока? Есть ли различия и какие именно? Чем объясняются черты сходства и чем — различия?
5. Можно ли выделить общие черты в причинах, ходе и последствиях реформ, которые проводились в разных странах Востока? Если да, то чем они объясняются?
6. Сравните отношение к другим религиям в разных странах Востока.
7. Выявите примеры политики веротерпимости в разных странах Востока. Сравните их С ситуацией в державе австрийских Габсбургов, Франции, Испанской монархии. Как вы думаете, с какими особенностями развития Востока может быть связана веротерпимость восточных владык?
8. Выявите в тексте учебника факты о связях стран Востока с Россией. Почему отношения разных стран с Россией складывались по-разному?
9. Как проявлялось на Востоке соперничество между западными державами?
10. Используя дополнительные источники, определите, насколько обоснованно сравнение реформ Афонсу I в Конго с реформами Петра I. Может быть, логичнее было бы сравнивать их с реформами Аббаса I в Иране?
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему правители могущественных держав Востока по-разному реагировали на появление европейцев? Какие из их решений кажутся вам наиболее оправданными и почему?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. Исфахан – половина мира: столица Ирана в эпоху Аббаса І. С помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернета подготовьте рассказ с презентацией об Исфахане. Осветите в нём причины выбора новой столицы, преимущества Исфахана, изменения в облике города в эпоху Аббаса.
2. Европейцы глазами японцев. В XVI .в под влиянием контактов с торговцами и миссионерами из Европы в Японии возник жанр живописи «намбан». С помощью ресурсов Интернета изучите несколько художественных произведений XVI—XVII вв. в данном жанре с изображениями европейцев. Слелайте вывод о том, как японцы воспринимали европейцев. Что влияло на такое восприятие?
3. Тадж-Махал иего создатель. С помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернета соберите материал об истории создания мавзолея, о заказчике этого сооружения и об архитекторе, который воплотил в жизнь его идеи. Найдите сведения о том, какие ещё здания входили в состав ансамбля, а также о технических сложностях, возникших при их строительстве.
4. Знаменитый правитель Востока в XVI—XVII вв. Используя дополнительные источники информации, подготовьте живой рассказ об одном из знаменитых правителей Востока в XVI-XVII вв. Рассказ снабдите презентацией.