Задание 1. Урок 16
Прочитайте отрывки из исторических текстов и укажите в скобках примерные даты описываемых событий.
1) Мы, татары, как и вы, кыпчаки, – одна кровь, одного рода. А вы соединяетесь с иноплеменниками против своих братьев, Аланы и нам и вам чужие. Давайте заключим с вами нерушимый договор не тревожить друг друга. За это мы дадим вам столько золота и богатых одежд, сколько вы пожелаете. А вы сами уходите отсюда и предоставьте нам одним расправиться с аланами. (1221 год)
2) И возгорелось в урусах и капчаках желание разбить татар: они думали, что те отступили, из страха и по слабости не желая сражаться с ними, и потому стремительно преследовали татар. Татары всё отступали, а те гнались по следам двенадцать дней. ( 31 мая 1223 год)
3) Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в Чехии и Венгрии их постиг ряд неудач. Из далёкого Каракорума пришло известие о смерти великого хана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. ( 1227 год)
4) Монголы начали планомерное завоевание региона. Основные их силы были брошены на покорение алан. Аланская столица Магас пала после полуторамесячной осады. ( 1240 год)
5) В ту зиму пришли из восточных стран лесом на рязанскую землю безбожные татары с царём Батыем. Они отправили своих послов к рязанским князьям, требуя у них десятины от князей и людей, доспехами и конями. ( 1237 год)
Задание 2. Урок 16
К моменту завоевания Северо-Западного Кавказа внешний вид и вооружение воинов монгольской армии сильно изменились. Укажите эти изменения и причины, их вызвавшие.
Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов, топор, аркан, саблю или кривой меч. Воина защищал щит, железный или медный шлем, панцырь из железа или кожи.
Задание 3. Урок 16
Как монголы поступали с жителями городов, которые не оказывали им сопротивления?
Воинов и знать, покинувших город, убивали, а ремесленников угоняли в рабство. Всех, кто оказывал сопротивление, беспощадно убивали.
Задание 4. Урок 16
После трёх дней осады жители города попросили пощады. Нойон приказал, чтобы все мужчины вышли из города и построились в поле – отдельно воины, отдельно ремесленники, отдельно прочий народ. Когда воины сложили в указанном месте своё оружие и отошли, монголы их всех перебили булавами, мечами и стрелами. Из остальных пленных выбрали самых сильных юношей, разделили их на тысячи, сотни, десятки, поставили над ними своих начальников и погнали впереди своего войска. Объясните действия монголов.
Монголы были безжалостными, и они решили перед своим войском поставить юношей, чтобы при атаке первых кого убили стали не сами монголы, а захваченные люди.
Задание 5. Урок 16
В 1222 г. монгольское войско под предводительством Субедея и Джебе вторглось на Северо-Западный Кавказ. Разгромив здесь алан и половцев, монголы направились в предгорья и горные районы Кавказа. Какие факты могут свидетельствовать о том, что полководцам Чингисхана, несмотря на одержанные победы, не удалось окончательно покорить народы Северного Кавказа?
Полного подчинения народов Северо-Западного Кавказа монголам добиться не удалось: население труднодоступной горной местности и побережья Чёрного моря смогло сохранить свою независимость. Земледельцы степных равнин, спасаясь от захватчиков, переселились в горные районы.
Задание 6. Урок 16
Объясните, чем было вызвано военное превосходство монголо-татар над соперниками.
Из-за того, что соседние с Монголией страны переживали период феодальной раздробленности и не могли объединить свои силы для отпора врагу.
Задание 7. Урок 16
К последствиям татаро-монгольского завоевания для народов Северно-Западного Кавказа историки относят (дополните перечень):
– сокращение численности населения;
– массовое разорение
– многие стали пленниками
– население горной местности и побережья Чёрного моря
– смогли сохранить независимоть
– загнанные завоевателями в горы, развивали
самостоятельную горскую культуру. Многие из них, в частности, адыги, стали вести полукочевой образ жизни, зиму проводя в долинах, а летом поднимаясь со стадами овец на высокогорные пастбища, куда воины-кочевники добираться не могли
Задание 8. Урок 16
Какие цели преследовал Тимур, вторгаясь на территорию Северного Кавказа?
Тамерлан стремился к мировому господству. Вторгаясь на территорию Северного Кавказа, Тимур преследовал цели покорения и разорения этих земель.
Задание 9. Урок 16
Разгадайте чайнворд.
1. Угнетающая, порабощающая сила. Ответ: Иго
2. Военно-административная организация у монголов. Ответ: Орда
3. Государство на Северном Кавказе, уничтоженное татарами. Ответ: Алания
4. Грамота хана Золотой Орды. Ответ: Ярлык
5. Река, на которой потерпело поражение объединенное войско русских и половцев. Ответ: Калка
6. Рядовой общинник в Монголии. Ответ: Арат
7. Командир десяти тысяч воинов. Ответ: Темник
8. Защитный доспех. Ответ: Кольчуга
9. Орудие для ловли животных. Ответ: Аркан
10. Представитель знати у монголов. Ответ: Нойон