1. Прислушайся к звучанию стихотворения “Зимний вечер”. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури? Как звукопись помогает поэту создать образ?
Вой ветра и завывание вьюги передают протяжные гласные звуки [у], [о].
2. Прочитай начало стихотворения. Найди сравнения и олицетворения.
Сравнения:
как зверь она завоет
заплачет, как дитя
как путник запоздалый
Олицетворения:
соломой зашумит,
в окошко постучит
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Поэт обращается к няне. Пушкин относится к своей няне с любовью, нежностью и восхищением, говорит о ней “добрая подружка”.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Стихотворение проникнуто тревожным настроением, скукой, унынием.
Рифмы:
кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.
Такие слова еще раз подчеркивают, что поэту не нравится такая погода.
5. Сравни два стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”. Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
В первом поэт восхищается зимним утром, рад ему. Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука. Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него, поэт призывает выпить с горя.