Что объединяет произведения данного раздела? Можно ли его озаглавить по-другому?
Все произведения из этого раздела о детях. Подойдет заголовок «Мир детства».
Знаешь ли ты о детстве твоих родителей или других близких? Расспроси взрослых, вопросы запиши в «Рабочую тетрадь».
Можно задать вопросы:
1) Где вы жили?
2) Как праздновали Новый год?
3) Какие у вас были любимые книги?
4) Как вы проводили лето и каникулы?
5) Какие развлечения у вас были зимой?
Какие эпизоды своего детства вспоминает Б. Житков? Как ты думаешь, какие чувства вызывают у писателя эти воспоминания: грусть о прошедшем детстве, радость или только желание поделиться с читателем событиями из своего детства?
Жидков вспоминает, как гостил у бабушки и сломал пароходик. Воспоминания написаны так, что вызывают легкую грусть, но в то же время улыбку, потому что воспоминания о своем детстве всегда приятны.
Какие рассказы Б. Житкова ты знаешь? Что их объединяет? Согласен ли ты с тем, что автор рассказал своим читателям истории, которые произвели на него особое впечатление? Почему ты так считаешь?
Я знаю рассказы Житкова «Про обезьянку», «Пудя», «Как я ловил человечков». В них автор рассказал об интересных и поучительных случаях из детства.
Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, фантастическая, юмористическая? Запиши отзыв на произведение в читательский дневник.
Если бы мальчик нашел человечков, получилась бы фантастическая история.
Отзыв
В детстве мы часто придумываем себе воображаемых друзей, врагов и просто существ, которые населяют такой большой и таинственный мир вокруг нас.
Герой рассказа “Как я ловил человечков” придумал маленьких человечков, которые оказывается должны были жить в игрушечном пароходике. Человечков там конечно не оказалось, но мы можем представить, что бы случилось, найди мальчик в пароходе настоящих человечков.
Это была бы не юмористическая, а фантастическая история. Человечки наверное не зря прятались от людей, они давным-давно превратились в человечков из обыкновенных мышей (была такая повесть одного прибалтийского писателя, уже не помню фамилии). Они жили в пароходе и поддерживали его в исправном состоянии, потому что мечтали когда-нибудь уплыть на нем в дальние страны. И мальчик решает помочь человечкам и тайком уносит пароход в реке и отпускает. Человечку махают ему бескозырками и отплывают.
Это была бы фантастика, но с элементами юмора.
Какое впечатление произвело на тебя произведение Паустовского? Поделись своими мыслями с друзьями. Согласны ли они с тобой?
Мне очень понравился рассказ Паустовского. Очень эмоционально было описано, как Дагни слушала симфонический концерт и поняла, что музыка и есть подарок ей от Грига.
Если бы тебя попросили объединить все произведения М. Зощенко, которые ты читал, в одну книгу, какое название ты бы ей дал?
Книгу можно было бы назвать «Минька и Леля» или «Детство Миньки».
Расскажи, какие картины ты представляешь, читая стихотворения этого раздела. Какими чувствами они проникнуты? Подтверди свои ответы текстом.
Эти стихотворения показывают картины детства, детских воспоминаний и фантазии. Они проникнуты чувством ностальгии, радости от впечатлений и грусти по давно ушедшему.
«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»
Цветаева Бежит тропинка с бугорка
«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».
Есенин Бабушкины сказки
В каких стихотворениях используется приём сравнения?
В стихотворениях Цветаевой «Наши царства» автор сравнивает мир детей с миром взрослых, в стихотворении Брюсова «Опять сон» также используется прием сравнения.