Номер 231
Уроки начались в 9 ч и закончились через 4 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, когда закончились эти уроки.
Решение: 9 + 4 = 13 (ч)
Составь задачи, которое решаются так:
13 − 4 = 9 (ч) 13 − 9 = 4 (ч)
Задача 1
Уроки длились 4 ч и закончились в 13 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, когда начались эти уроки.
Решение:
13 − 4 = 9 (ч) − время начала уроков.
Ответ: в 9 ч начались уроки.
Задача 2
Уроки начались в 9 ч и закончились в 13 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, сколько длились эти уроки.
Решение:
13 − 9 = 4 (ч) − длились уроки.
Ответ: 4 ч длились уроки.
Номер 232
Запиши решение каждой задачи.
1) Экскурсия по городу началась в 10 ч утра и закончилась в 12 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия?
2) Спектакль начался в 13 ч и продолжался 3 ч 15 мин. Когда закончился этот спектакль?
Задача 1
12 ч. 30 мин – 10 ч = 2 ч. 30 мин.
Ответ: 2 ч 30 мин – экскурсия.
Задача 2
13 ч. + 3 ч 15 мин = 16 ч. 15 мин
Ответ: 16 ч 15 мин – закончился спектакль.
Номер 233
Дополни каждую задачу и реши ее.
1) В книге три рассказа. Они занимают 112 страниц. Первый рассказ занимает ☐ страниц, второй − на ☐ страниц больше, чем первый. Сколько страниц занимает третий рассказ?
2) Туристы были в пути 2 ч. Третью часть этого времени они затратили на переправу через реку, ☐ мин − на привал, а остальное время − на пеший переход. Сколько времени двигались туристы пешком? (Вырази часы в минутах.)
Задача 1
1) 20 + 15 = 35 (стр.) – занимает второй рассказ
2) 35 + 20 = 55 (стр.) – занимает второй и первый рассказ вместе
3) 112 − 55 = 57 (стр.) – занимает третий рассказ
Ответ: 57 страниц.
Задача 2
1) 2 часа = 120 минут
2) 120 : 3 = 40 (мин) – туристы переправлялись через реку
3) 40 + 40 = 80 (мин) – туристы переправлялись и отдыхали
4) 120 − 80 = 40 (мин) – туристы шли пешком
Ответ: 40 минут.
Номер 234
Чему равна треть суток? половина суток? четверть часа? четверть года?
Треть суток – 24 : 3 = 8 ч
Половина суток – 24 : 2 = 12 ч
Четверть часа – 60 : 4 = 15 мин
Четверть года – 12 : 4 = 3 мес.
Номер 235
Чему равна одна пятая часть сантиметра? одна десятая часть квадратного сантиметра?
Одна пятая см – 10 : 5 = 2 мм
Одна девятая см² – 100 : 10 = 10 мм²
Номер 236
Фермер собрал 8 т моркови, а свёклы − на 4 т больше. Половину моркови и четвёртую часть свёклы переработали на сок, а оставшиеся овощи увезли в магазины. Составь по этому условию различные выражения и поясни их значения.
1) 8 + 4 – число тонн свёклы
2) 8 + (8 + 4) – число тонн моркови и свёклы
3) 8 : 2 + (8 + 4) : 4 – переработанных на сок
4) 8 + 4 − (8 : 2 + (8 + 4) : 4) – количество овощей в магазин
Номер 237
Выпиши отдельно названия тупых, острых и прямых углов с вершиной в точке В. Назови каждый треугольник.
Тупой угол – АВС, ВОD, СDА, ВМА, МОС
Острый угол – АВМ, СОВ, СМО, САВ, СDВ, ВСА, ВСD
Прямой угол – МВС
Треугольники – АВС, МВС, DBC, ADC, МОС, ОВС, ВОD
Номер 238
Задание внизу страницы
Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался этот утренник, если он продолжался 1 ч?
14 − 1 = 13 ч – начало утренника.
Ответ: в 13 часов.