Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Как ты понимаешь эти высказывания? Запиши своё мнение.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Знание – свет. Человек должен учиться
на протяжении жизни. Знания необходимы человеку также, как солнце всему живому.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. На свете нет человека, который знает всё, но
беда в том, что многие не хотят учиться.
Прочитай внимательно текст…
Н. Абрамцева
1. Где-то в лесу была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая добрая речка.
2. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода.
Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. “Что за глупые шутки” – подумала она обиженно. А тут ещё неприятность – кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих. Сначала осторожно на прибрежную траву. Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка.
И понимает, что не то делает, а вернуться не может. Сорвалась, вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной, вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая речная вода.
Болото. Неверные кочки. Ползучие стебли. Страшные чёрные оконца.
А была речка. Добрая, весёлая лесная речка. Только вот из себя вышла. Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко. Очень. Слишком даже.
Не надо кричать. И дверью хлопать не стоит… Тише, пожалуйста… Тише…
Выполни задания…
Придумай название к тексту.
Тише, пожалуйста!
Определи, какой это текст. Отметь правильный ответ.
Научно-популярный
Учебный
V Художественный
Справочный
Объясни свой ответ, указав на одну из особенностей текста.
Преобразованный авторской фантазией мир предстает перед читателем в художественных образах.
Объясни свой ответ, перечислив три важные особенности текста.
Автором художественного текста является человек, профессионально занимающийся литературной деятельностью – писатель или поэт.
Адресат художественной литературы – читатель.
“Материалом” художественной литературы является общенародный язык.
Восстанови последовательность событий. Расставь цифры.
1. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала.
2. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась.
3. Заметило это солнце, решило развеселить речку.
4. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде.
5. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится.
6. Добрая, весёлая лесная речка.
Раздели текст на три части и озаглавь каждую часть.
1-я часть: Весёлая добрая речка.
2-я часть: Никто не пьёт из бывшей речки.
3-я часть: Тише, пожалуйста!
Какое словосочетание дано в переносном значении?
Ни с кем не ссорилась, вышла из себя.
Запиши, какой совет ты мог бы дать речке.
Не надо идти на поводу у своего плохого настроения.
Какова основная мысль произведения Абрамцевой?
Не нужно выходить из себя!
Определи, в какой книге можно найти произведение Абрамцевой.
русские народные сказки
учебник по окружающему миру
рассказы о животных
V литературные сказки
Самостоятельно придумай похожую историю. Сначала определи, что это будет – сказка или рассказ.
Сказка “Звёздочка”
Жили-была маленькая звёздочка. Она исполняла самые заветные желания, каждый раз падая с неба. Её обожали и взрослые, и дети. И вот однажды, упав на траву, исполняя очередное желание, она заигралась с капельками росы и уснула в серебряном колокольчике. Этот день она захотела провести для себя, в своё удовольствие. До самой следующей ночи она решила остаться на земле.
И вот к вечеру красный луч заходящего солнца погрозил ей пальцем. Звёздочка выглянула из-за колокольчика и решила посмотреть, почему на неё рассердилось солнце.
Мимо проплывала нежно-розовое облако, толстощёкое и кудрявое. Звёздочка услышала от него, что по её вине в доме неподалёку плачет маленький мальчик. Она быстро села на облако и полетела посмотреть на плачущего ребёнка.
Это был шестилетний малыш. Накануне у него был День рождения, и он ждал вечера, чтобы загадать заветное желание под падающую звёзду. Но она так и не появилась.
Поняла маленькая звёздочка, что главное счастье – это дарить другим радость, нести людям надежду, добро и помогать осуществлять их мечты. С тех пор она падает под заветные желания, но всегда возвращается на небо.
Дай название выставке книг, на которой может быть представлено произведение Абрамцевой.
“Сказки Натальи Абрамцевой”
Найди в библиотеке книги Абрамцевой. Выбери одну из них и прочитай. Запиши её название. Это сборник рассказов или отдельное произведение?
Н. Абрамцева “Сказки для добрых сердец”. Сборник сказок.
Что тебе больше всего понравилось в прочитанном произведении? Напиши краткий отзыв.
Это очень умная, добрая и красивая сказка. Здесь живая и неживая природа говорят на одном общем языке. Эта сказка заставляет задуматься над своими поступками. В сказке – свой реализм. Как говорил один детский писатель, “талант -это когда хочется взять резинку, стереть имя автора и поставить свое!” Это именно тот случай.