Страница 27 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 2 часть

Поделиться решением

Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

«Никакой я горчицы не ел» – так сказал мальчик из рассказа. Его разоблачила кондуктор трамвая: «Видно, что в школу ты не пошел. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся»

От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Рассказ ведется от лица мальчика, который прогулял школу.

Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчик попадает в нелепые ситуации от безделья.

Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие?

Мальчик показан ленивым, глупым, скучающим прогульщиком. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест».

Шофер:  «Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе».
— «Да я… не умею…».
Парень:  «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был». И смеются оба. «Я что-то ответить хотел. По дороге придумал, вернулся к ним. Не смешно, — говорю, а вы смеетесь». «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
Устав ходить пешком, мальчик проехал несколько кругов на трамвае, выглядывая в окно вагона: «Все спешат куда-то то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно». Кондуктор угадала, что он прогуливает школу.
Экскаваторщик: «В ковш хочешь попасть?» — «Я в кабину хочу. Покатайте меня» — «Это машина рабочая». — «Я тоже хочу на нем работать» — «Учиться надо».

Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Автор рассказывает, как мальчик совершил плохой поступок. Автор осуждает школьника. Но в конце мальчик понимает, что сам виноват в своих неприятностях, потому что не хочет учиться. К мальчику можно применить слова ленивый, глупый, скучающий. Подтверждение в тексте: «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»

Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

Читаем по ролям.

Составь отзыв на произведение и запиши его в читательский дневник.

Рассказ Голявкина “Никакой горчицы я не ел” очень поучительный и интересный. В нём рассказывается о мальчике, который прогулял школьные уроки. Он бродит по городским улицам и при этом ему скучно. Скука мучает главного героя потому, что окружающие его люди работают, занимаются своим делом. А он бездельничает и мешает другим. Мне понравился момент где кондуктор трамвая обратила внимание на скучающее выражение лица мальчика. Она сказала: “Видно, что ты в школу не пошёл. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.” Автор говорит читателям о том, что к учёбе нужно относиться ответственно, а прогуливать уроки нельзя. Чтобы не скучать нужно учиться или работать, а не тратить время в пустую.