Страница 21 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 2 часть

Поделиться решением

От чьего имени ведётся рассказ?

От имени Дениса Кораблева.

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

Дениска положил книги в парту, вежливо поздоровался с учительницей, но она все равно вызвала его к доске. Денис даже плохо знал, какие стихи были заданы, и вместо Некрасова начал читать Пушкина. Подсказки друзей нашему герою также не помогают, так как он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и немного забыл, или потерял главную мысль рассказа. Медвежья услуга друзей в итоге привела к нелепым ситуациям.

Как автор относится к герою? Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

Автор относится к своему герою с доброй улыбкой. Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он  неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки  «Миси-писи» вместо Миссисипи.

Какой урок извлёк Дениска?

Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя.  «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь».

Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

Главным персонажем произведения является мальчик по имени Денис Кораблев, учащийся первого класса.

Однажды Дениска чуть было не опоздал на уроки, поскольку никак не мог проснуться, но быстро собравшись мальчик успел забежать в класс до прихода учительницы.

Начав занятия, преподаватель сразу же вызвала к доске Дениса, который, проиграв накануне весь день с воздушным змеем, не подготовил домашнее задание. Мальчик решил слукавить, надеясь, что учитель не вспомнит, какое именно задание было поручено выучить, и приступил к декламированию пушкинского стихотворения, а не некрасовского. Учительница прервала нерадивого ученика и попросила его уточнить автора и название заданных на дом стихов. Дениска в надежде взглянул на лучшего друга Мишку, который с помощью мимики пытался подсказать приятелю, что нужно читать стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок». Денис напряженно вслушивался в шепот Мишки, но смог разобрать лишь слова «мужичонка с ноготком», произнеся которые развеселил всех одноклассников и учительницу.

Строгий преподаватель решила дать Дениске еще один шанс на получение хорошей отметки и задала ему вопрос о крупных реках, протекающих в Америке. Так как и это домашнее задание не было выполнено мальчиком, он не знал правильного ответа. От сильного волнения и стыда Денис даже начал ощущать боли внизу живота и головокружение. На помощь снова пришли друзья, попытавшись написать на газетном клочке правильный ответ, но Дениске снова не повезло, он смог прочить только Миси-писи вместо названия реки Миссисипи.

Класс взорвался заливистым смехом вместе с учительницей, которая, несмотря на комическую ситуацию, в воспитательных целях все же поставила Кораблеву двойку за несделанное домашнее задание.

После этого случая Денис поставил перед собой твердую установку – всегда выполнять домашние занятия, чтобы вырасти ответственным и прилежным человеком.

Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

Мне было очень смешно. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно в следующий раз выучить уроки.

Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

В рассказе Драгунского “Главные реки” я могу выделить трех главных героев. Первый герой это Дениса, тот самый мальчик, который не выучил уроки и получил двойку. Второй герой это его друг Мишка, который всячески, но безуспешно пытался помочь другу Дениске. Третья героиня это учительница Раиса Ивановна. Главная мысль заключается в том, что школьники должны учиться. Учиться полезно для жизни. Каждый должен пройти этот путь, чтобы стать полноценным человеком. Автор учит читателя ответственности и показывает на одном примере, как плохо не знать даже школьную программу. Как по сути можно выглядеть дураком не зная основ.

Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор? 

Смешного предостаточно, рассказ юмористический, мальчик выходит к доске и не знает ответа, ему пытаются подсказать, но как это обычно и бывает, подсказка слышна не очень хорошо. Пройдясь по поэзии Некрасова (вернее, попытавшись выудить хоть что-то по этой теме из копилки знаний своего ученика Дениски Кораблева), учительница Раиса Ивановна переходит к рекам Америки, вот тут смешное то и начинается. Раиса Ивановна хочет знать, какая река в Америке самая большая. Дениске подсказывают опять, пишут что-то на газете чернилами, он видим первую часть – “Миси” и отвечает “Миси-писи”, это и есть самое смешное слово, даже учительница смеется до слез. Это несуществующее слово.

Могла ли такая история произойти с тобой?

Нет. Не могла. Потому что я всегда учу уроки.

Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.

Инсценировки по рассказам В.Драгунского.

«Англичанин Павля»

Мама

Дениска

Папа

Павлик

Мама. Завтра первое сентября,  И вот наступила осень, и ты пойдешь уже в третий класс. Ох, как летит время!..

Папа. И по этому случаю, мы сейчас “зарежем” арбуз!

(входит Павлик, все радуются)

Папа.- Ого, кто пришел!- Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

Мама. – Садись с нами, Павлик, арбуз есть,  – Дениска, подвинься.

Дениска- Привет! – ( подвинулся, дав ему место рядом с собой.)

Павля  -Привет!  ( сел.)  Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.