Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
бабочке, зиме, солнцу, дождю, берёзе, весне, медведю
Весна-красна! Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе – зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю – мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!
Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: “Весна-красна!..”
Весна-красна!
Приходи быстрей!
Веди весенний хоровод,
Красну девицу – в огород.
Красно солнышко, взойди!
Красно солнышко, свети,
На поле нам помоги!
Дождик лей, не жалей!
С радостью, урожай, зрей!
Собери пословицы на с. 53 учебника. Запиши их.
Кончил дело – гуляй смело.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал – навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Восстанови загадки на с. 54 учебника. Проверь себя по рифмам.
В огне не горит, Шёл долговяз –
В воде не тонет. В земле увяз.
(Лёд) (Дождь)
Стоит Антошка Лежал, лежал,
На одной ножке. Да и в речку побежал.
(Подсолнух) (Снег)
Летом вырастают, В шубе летом,
Осенью облетают А зимой раздетый.
(Листья) (Лес)
Придумай свои загадки к словам:
лёд, листья, снег, дождь, лес, весна, подсолнух.
Сначала реши, на кого или на что похож выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.
Все бегут, а он идёт
Но от нас не отстаёт.
По окошку – ручейки,
А по лужам – пузырьки.
(Дождь)
Открытый дом со всех сторон,
А наверху – шатры.
И в доме множество колонн,
Ну а внизу – ковры.
И в нём живут и на коврах,
И на колоннах, и в шатрах.
(Лес)
Он растёт на длинной ножке
И похож на солнышко.
Как дозреет, будет горстка
Его чёрных зёрнышек.
(Подсолнух)
Он прозрачный и холодный,
А в тепле вдруг слёзы льёт.
Ну, конечно, это… (Лёд)
Белое одеяло всю землю объяло.
Вдруг растаяло оно, когда солнце припекло.
(Снег)
Где был снег и лёд –
Трава цветёт.
Ручеёк убегает.
Когда это бывает?
(Весной)
Пока зелёные – растут
Станут жёлтыми – упадут,
В речку попадут,
Но не тонут, а плывут.
(Листья)
Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.
Докучать – надоедать.
Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошёл свататься. Вот идёт он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку…
Повторяющиеся слова, выражения: хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет…
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?