1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
По заглавию «Аленький цветочек» можно предположить, что сказка будет о нежном волшебном цветочке. Название «Алый цветок» звучит зловеще, название «Сестры» не отражает сюжета сказки, названия «Подарки» и «Чудище-юдище» тоже не подходят.
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
Старшие дочери любят роскошь и любуются собой. Помогают это понять их заказы отцу – они попросили дорогие ценные вещи. Характерно и отношение к отцу. Они не отправились вместо него к чудищу, отказались спасти отца, что говорит об их эгоистичности. Старшие сестры перевели часы в доме, чтобы младшая сестра опоздала на встречу с чудищем, они злые и не думают о последствиях.
3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
Младшая сестра смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства, потому что она была доброй, заботливой и скромной. Она вызвалась спасти от злой участи своего отца, смогла разглядеть в чудище добрую душу.
4. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
План пересказа:
1. Отъезд отца и просьбы дочерей
2. Поиск подарков
3. Договор с чудищем
4. Возвращение купца домой
5. Младшая дочь в замке у чудища
6. Жизнь чудища
7. Приезд в гости к отцу
8. Коварный замысел сестер
9. Настенька возвращается к чудищу
7. Снятие заклятья
Пересказ от лица младшей дочери:
Когда батюшка снова поехал за товаром, я попросила его привезти мне аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. Этот цветочек привиделся мне во сне. Вернулся батюшка в печали. Я стала расспрашивать, что случилось. Ответил батюшка, что должен он вернуться к чудищу, у которого сорвал аленький цветочек. Но по моей вине должен страдать отец, и я отправилась вместо него к чудищу. Чудище встретило меня приветливо. Сначала я боялась его жуткого вида и голоса, но потом поняла, что его не нужно опасаться, стал он мне другом сердечным. Но соскучилась по батюшке, отпросилась повидать его, но велело чудище вернуться к назначенному часу. Дома радуюсь встрече с отцом и сестрами, но что-то не спокойно на сердце. Оказывается, сестры перевели часы, чтобы я опоздала. Не смогло чудище меня дождаться. Но любовь моя разбила проклятье, и превратился друг мой сердечный в прекрасного принца. Стали мы жить долго и счастливо.
5. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».
Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходит волшебство (превращения, чудесные перемещения с помощью кольца), есть волшебные предметы (зеркальце, колечко, аленький цветочек).
6. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.
Автор хотел сказать, что доброта – очень важное человеческое качество. В сказке “Аленький цветочек” именно доброта и отзывчивость девушки помогла чудищу снова стать человеком.
7. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
На днях я прочитал сказку Аксакова “Аленький цветочек”. Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.