Вопросы и задания к главе
- Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили?
- Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории.
- Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г.
- Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917—1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.
- Какие действия большевиков в 1917—1921 гг. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения.
- Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО.
- Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано?
- Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
- Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г.
- Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
- Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914—1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов.
- Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что — различным (не менее трёх различий).
- Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу ХХ века».
- Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?».