§ 9 Крестьяне и горожане
❓ Что общего и различного было в образе жизни, занятиях и общественном положении средневековых крестьян и горожан?
Найдите на иллюстрации и назовите новшества, получившие распространение в сельском хозяйстве в Европе XI–XIII вв.
1. Какие вопросы решала крестьянская община?
2. Какие изменения произошли в поместьях феодалов?
Опишите орудия труда и определите условия занятий ремесленника.
1. Почему сельские ремесленники переселялись в города?
2. Где возникали новые средневековые западноевропейские города? Почему именно там?
1. Как назывались и для чего создавались объединения купцов?
2. Как появились средневековые ростовщики и банкиры?
1. Почему горожане вели борьбу с сеньорами?
2. Что представлял собой средневековый город?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Люди каких профессий на ней изображены? Какой вывод о характере средневекового города можно сделать?
2. Каким образом складывались отношения крестьянской общины и феодала?
3. Как и почему произошло отделение ремесла от сельского хозяйства?
4. Какими были отношения жителей городов и сеньоров? Почему короли некоторых европейских стран выступали союзниками горожан?
5. Прочитайте п. 4 и составьте схему управления вольным городом.
Работаем с источником
Прочитайте отрывок из «Постановления о торговом союзе немецких городов (Ганзы)» XIII в. и ответьте на вопросы.
«…Мы желаем довести до сведения вашего решения, которое с обдуманною предусмотрительностью постановлено благоразумными и честными людьми на поперёк всех купцов, пользующихся и управляющихся Любекским правом.
Во-первых, пусть каждый город по силе возможности защищает море от пиратов и других злоумышленников, так, чтобы торговым морским путём свободно справлять свои товары…
Далее, если кто-либо вследствие проступка изгнан будет одним городом, то не будет принят и в одном из других… <…>
Далее, если какой-нибудь государь станет осаждать какой-нибудь город, то никакой другой город в ущерб первому не может поддерживать осаждающий его государя, если только последний не сенёр его…»
1. С какой целью немецкие города объединились в союз (Ганзу)?
2. Что купцы Ганзейский считали главными препятствиями в торговле?
3. Как в случае конфликта города с государем должны были вести себя другие города Ганзы?
Работаем с понятиями
Разделите на две группы понятия: трёхполье, цех, мельница, гильдия, мастерская, борона. Что они обозначают и по какому принципу вы объединили эти понятия друг от друга?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что общего и различного было в образе жизни, занятиях и общественном положении средневековых крестьян и горожан?