Параграф 8 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Какие течения преобладали в общественной жизни России в 1830–1850-х гг.?

Картина является иллюстрацией к знаменитой автобиографической хронике А. Герцена «Былое и думы». Найдите в ней описание изображённого события. Кто из героев картины в своё время был западником, а кто — славянофилом?

Как вы считаете, насколько «Философическое письмо» Чаадаева отражало подлинную историю России?

По каким признакам западников и славянофилов относят к либералам?

Почему, на ваш взгляд, в среде образованных слоёв российского общества получили распространение социалистические идеи?

Почему, на ваш взгляд, столь жестоко расправились с петрашевцами?

Вопросы и задания

1. В чём заключалась главная идея «Философического письма» Чаадаева?

2. Кто такие западники и славянофилы? Какие идеи они высказывали? Назовите наиболее известных западников и славянофилов.

3. Как подходили западники и славянофилы к прошлому и будущему России? Как они относились к роли Петра I в истории России?

4. Сравните славянофильство с идеями Уварова. Отметьте общие черты и выявите принципиальную разницу.

5. Чем был вызван «духовный крах» Герцена? Как он сумел его преодолеть?

6. Что такое «русский социализм»? В чём видел Герцен зачатки социализма в России?

В чём отличие теории «русского социализма» от идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье?

7. Кто входил в кружок петрашевцев? Какие задачи ставили перед собой члены кружка?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) появление кружка

Герцена; 2) появление кружка Буташевича-Петрашевского; 3) создание теории «русского социализма»; 4) появление кружка Станкевича.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Философического письма» П. Чаадаева, ответьте на вопросы и выполните задание.

У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства, деятельности необдуманной и бесцельной. В это время люди становятся скитальцами в мире, физически и духовно. Это – эпоха сильных ощущений, широких замыслов, великих страстей народных… Через такой период прошли все общества. Ему обязаны они самыми яркими своими воспоминаниями, героическим элементом своей истории, своей поэзией, всеми наиболее сильными и плодотворными своими идеями; это – необходимая основа всякого общества… Этот увлекательный фазис в истории народов есть их юность, эпоха, в которую их способности развиваются все-то сильнее и память о которой составляет радость и поучение их зрелого возраста.

У нас ничего этого нет. Сначала – дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, – такова печальная история нашей юности. Этого периода бурной деятельности, кипучей игры духовных сил народных у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишённым силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства… Окиньте взглядом все прожитые нами века, всё занимаемое нами пространство, — вы не найдёте ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и картинно. Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя.

1. О каких событиях западноевропейской и русской истории, на ваш взгляд, писал Чаадаев в приведённом отрывке?

2. Почему существовавший в Николаевской России застой автор связывал с историей страны? Насколько, по вашему мнению, такая связь правомерна?

3. Подтвердите или опровергните с помощью фактов оценку Чаадаевым русской истории.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «либерализм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие течения преобладали в общественной жизни России в 1830–1850-х гг.?