Почему мир в Европе, установленный Венской системой международных отношений, оказался недолгим?
Какие задачи стояли перед участниками конгресса?
Из-за чего между союзниками возникли противоречия и к чему они привели?
В чём заключалось отличие Венской системы 1815 г. от Вестфальского миропорядка 1648 г.?
В чём был смысл проведения конгрессов великих держав?
Как вы думаете, чего добивался Николай I, задавая свой вопрос Меттерниху? Какие различия в подходах к восточному вопросу России и Австрии позволяет увидеть эта цитата?
В чём заключалась интернационализация восточного вопроса?
Отношения между какими странами отражает данная карикатура?
Какие события 1840-х г. пошатнули Венскую систему?
Воспользовавшись атласом и контурными картами по истории Отечества, обозначьте на них планировавшиеся английсиким министром территориальные изменения. Сравните эти планы с намерениями действиями России в 1853 г. Какую цель преследовал Пальмерстон? Какой характер носила война с английской стороны?
Какую дату сбивает Наполеон III на обелиске и почему?
Какой характер имела Крымская война для России, а какой для западных держав?
Охарактеризуйте колониальную политику Европы вначале XIX в.
Объясните, что представлено на этой карикатуре. Можете ли вы определить, кто здесь изображён?
Как создание Итальянского королевства и Германской империи изменило ситуацию в международных отношениях второй половины XIX в.?
Как вы оцениваете различия итогов Сан-Стефанского мира и Берлинского мирного договора?
Какие межгосударственные союзы второй половины XIX в. вы можете назвать?
Как вы охарактеризуете взгляды, согласно которым есть высшая раса и те, кем ей «предназначено» управлять? Может ли объявление Востока «варварским», а Запада «цивилизованным» служить оправданием для подчинения первого второму, вмешательства во внутренние дела и даже раздела государства?
Чем отличалась колониальная политика ведущих стран мира на рубеже XIX—ХХ вв.?
Какие государства вошли в Тройственный союз и Антанту?
В Европе начала ХX в. получили распространение спиритические сеансы. Как вы могли догадаться, в левом верхнем углу представлен образ канцлера О. фон Бисмарка. Что передаёт эта карикатура? Лидеры каких стран в испуге спрятались под столом? Используя дополнительные источники информации, выясните, что Бисмарк писал о России, особенно о своём отношении к перспективе войны против неё.
Противоречие между какими странами стало главным с конца XIX в.? Почему?
Вопросы и задания
1. Назовите основные факторы, определявшие международные отношения в XIX в.
2. Какие особенности Венской системы международных отношений вы можете назвать?
3. В чём заключались отличительные черты восточного вопроса в XIX в.?
4. Перечислите основные причины Крымской войны и её итоги.
5. Прочитайте крылатое выражение: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». С помощью дополнительных источников узнайте подлинное звучание фразы, определите её автора и событие, с описанием которого она связана. Как судьба автора строк связана с одним из изложенных в параграфе исторических событий?
Результат оформите в виде презентации. Обсудите её с одноклассниками.
6. В 1883 г. российский государственный деятель граф П. А. Шувалов заметил: «Во внешней политике нашей нам не остаётся ничего иного, как безмолвствовать и смиренно ожидать, чтобы после смерти Бисмарка внутренние в Германии раздоры дали нам возможность, вступив в союз с Франциею… возвысить голос и выйти из того печального положения, в котором находимся. Бисмарк окружил нас железным кольцом». Как вы можете объяснить эти слова? О каком «железном кольце» идёт речь?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ ….
Расположите вхронологической последовательности события: 1) «Союз трёх императоров»; 2) Парижский мирный конгресс; 3) Тройственный союз; 4) Балканские войны; 5) Венский конгресс; 6) складывание Антанты; 7) конференция по Конго.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ . . . .
Прочитайте фрагмент из письма Александра II Вильгельму I от 15 августа 1879 г. и ответьте на вопросы.
Мы только что закончили славную войну, преследовавшую не
завоевательные цели, а единственно улучшение быта турецких христиан. Между тем турки, поддержанные их друзьями англичанами и австрийцами… не перестают возбуждать затруднения… Комиссары французские и итальянские почти во всех вопросах присоединяются к нашим, тогда как германские, по-видимому, получили приказание во всём поддерживать мнение австрийских, нам систематически враждебное, и притом в вопросах, нисколько не интересующих Германию, но очень важных для нас. Извините меня, дорогой мой дядя, за откровенность моих слов, основанных на
фактах… Я вполне понимаю, что Вы дорожите соблюдением Ваших добрых отношений к Австрии, но я не понимаю, чтобы было в интересе Германии принести им в жертву интересы России. Достойно ли истинного государственного человека положить на весы личную размолвку, когда дело касается интересов двух государств, созданных для того, чтобы жить в добром согласии, и из которых одно оказало другому в 1870 г. услугу, которую, выражаясь Вашими же словами, Вы не забудете никогда?
1. Как вы можете оценить стиль общения между Александром І и Вильгельмом
2. Что, по вашему мнению, стало причиной написания данного письма?
3. О какой войне пишет Александр ІI и какую услугу, оказанную одним государством другому в 1870 г., он имеет в виду?
Работаем с понятиями
Раскройте смысл понятия «пентархия». От каких греческих слов образовано это понятие? Объясните, какое отношение оно имеет к международной политике XIX в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему мир в Европе, установленный Венской системой международных отношений, оказался недолгим?